Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 990337-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части мер налоговой поддержки организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий),
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект подготовлен в целях реализации поручения Президента Российской Федерации по итогам его обращения к гражданам 23 июня 2020 года (поручение N Пр-1081, пункт 1, подпункт "ж"-1) об обеспечении внесения в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся установления на постоянной основе для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в совокупности не превышающих 7,6 процента, а также налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 0 процентов, предусмотрев при этом предоставление субъектам Российской Федерации соответствующей компенсации недополученных доходов.
Так, законопроектом, в частности, предусмотрено установление с 2021 года для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, базы данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных, налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 3 процентов и налоговой ставки по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0 процентов при соблюдении этими организациями условий о доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий (не менее 90 процентов), численности работников (не менее 7 человек) и наличии у них документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. При этом устанавливается, что такие организации утрачивают право признавать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники материальными расходами и учитывать их в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Следует отметить, что в настоящее время согласно пункту 1 статьи 284 Кодекса ставка налога на прибыль организаций, зачисляемая в федеральный бюджет, в размере 3 процентов установлена на период 2017 - 2024 годов, после чего предусмотрен возврат к общеустановленной ставке в размере 2 процентов. Законопроектом для IT-компаний возврат к общеустановленной ставке налога на прибыль организаций не предусмотрен.
Для вышеуказанной категории организаций также предусматривается установление пониженных тарифов страховых взносов в совокупном размере 7,6 процентов. В настоящее время подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Кодекса для них предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 14 процентов (на обязательное пенсионное страхование - 8,0 процента; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,0 процента; на обязательное медицинское страхование - 4,0 процента).
При этом при расчете доли доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий предлагается не учитывать доходы от предоставления прав на использование программ для электронных вычислительных машин и баз данных, если такие права связаны с распространением рекламной информации в сети "Интернет".
Аналогичные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций и пониженные тарифы страховых взносов предлагается установить для российских организаций, которые осуществляют деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции при выполнении следующих условий:
- организация включена в реестр организаций, оказывающих услуги по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, ведение которого осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
- доля доходов от реализации услуг по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции по итогам отчетного (налогового (расчетного) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за отчетный (налоговый (расчетный) период;
- среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый (расчетный) период составляет не менее семи человек.
Следует учитывать, что внесение предлагаемых законопроектом изменений в главу 34 "Страховые взносы" Кодекса потребует также внесения корреспондирующих изменений в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", поскольку данный Федеральный закон содержит нормы, устанавливающие тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Кроме того, в целях приведения положений законопроекта в части определения субъектов, имеющих право на пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль и на пониженные тарифы страховых взносов, с положениями, касающимися условий применения такой налоговой ставки и таких тарифов страховых взносов, представляется необходимым уточнить формулировки, используемые в пункте 3 статьи 1 законопроекта, а также в действующем в настоящее время подпункте 3 пункта 1 статьи 427 Кодекса.
Президентом Российской Федерации поручено предусмотреть предоставление субъектам Российской Федерации соответствующей компенсации недополученных доходов в части потерь от нулевой налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что ежегодные потери региональных бюджетов от установления нулевой ставки налога на прибыль организаций для IT-компаний составят порядка 32 млрд. рублей. Предполагается, что эти потери будут компенсированы за счет дополнительных поступлений по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за счет сужения освобождаемых от налогообложения видов операций по реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных.
Так, законопроектом предлагается внесение в пункт 2 статьи 149 Кодекса изменений, в соответствии с которыми предусмотренное в настоящее время подпунктом 26 указанной нормы освобождение от налогообложения НДС при передаче исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, а также прав на их использование на основании лицензионного договора предлагается сохранить в отношении программ для ЭВМ и баз данных:
включенных в единый реестр российских программ для электронно-вычислительных машин и баз данных. Одновременно с целью снятия вопросов, возникающих в правоприменительной практике, в проектируемой норме конкретизировано, что указанное освобождение распространяется на передачу указанных прав также путем предоставления удаленного доступа к программам для ЭВМ и базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");
права на передачу которых не предусматривают получение возможности распространять рекламную информацию в сети "Интернет" и получать доступ к ней, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети "Интернет", осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.
С целью ненарушения норм Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года при подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается рассмотреть вопрос о распространении освобождения от налогообложения НДС на операции по реализации программ для ЭВМ и баз данных, происходящих из государств-членов Евразийского экономического союза.
Статьей 2 законопроекта предлагается временно ввести дополнительные критерии признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации, а именно - снизить до 90 дней минимальный срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации, необходимый для получения налогового резидентства в налоговом периоде 2020 года. При этом физическое лицо должно представить в налоговый орган соответствующее заявление в произвольной форме.
Указанная норма вводится на период с 1 января по 31 декабря 2020 года в целях недопущения ухудшения налоговых условий для граждан в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Данные изменения позволят физическим лицам сохранить налоговую ставку по налогу на доходы физических лиц и не утратить право на получение налоговых вычетов.
Также следует отметить, что Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов предполагается сокращение срока фактического нахождения физических лиц в Российской Федерации для приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации со 183 дней до 90 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Данная норма устанавливается без внесения изменений в Кодекс. Между тем, как следует из положений подпункта 1 пункта 4 статьи 7 и пункта 3.3 статьи 23 Кодекса, лицо признается налоговым резидентом Российской Федерации исключительно в соответствии с условиями, определенными Кодексом. Поскольку новые условия признания лица налоговым резидентом предусматриваются актом законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, на указанных в нем лиц не будут распространяться определенные Кодексом права и обязанности.
В этой связи, Комитет по бюджету и налогам полагает целесообразным при подготовке законопроекта ко второму чтению рассмотреть вопрос о внесении проектируемого положения о признания лица налоговым резидентом в период с 1 января по 31 декабря 2020 года в Кодекс.
Учитывая вышеизложенное, а также полагая, что реализация законопроекта приведет к созданию наиболее благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности в области информационных технологий, а также недопущению увеличения налоговой нагрузки на физических лиц, Комитет поддерживает рассматриваемую законодательную инициативу.
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 990337-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.