Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 970757-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (об уточнении отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с введением нового вида муниципального образования в систему местного самоуправления),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 970757-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести системные изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) в связи с введением Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 87-ФЗ) нового вида муниципального образования - муниципальный округ.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 87-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона до 1 января 2025 года устанавливается переходный период. В данный переходный период городские округа, которые не соответствуют требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), наделяются законом субъекта Российской Федерации статусом муниципального округа. При этом федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований должны приводиться в соответствие с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 87-ФЗ).
Принятие указанного законопроекта необходимо в целях реализации положений Федерального закона N 87-ФЗ, а также установления в БК РФ самостоятельного правового регулирования вопросов участия муниципальных округов в бюджетных правоотношениях. Законопроектом предусматривается внесение изменений в БК РФ, включающих бюджеты муниципальных округов в структуру бюджетной системы Российской Федерации, устанавливающих перечень бюджетных полномочий, источников доходов (налоговых и неналоговых доходов) муниципальных округов, подходы к выравниванию уровня их расчетной бюджетной обеспеченности из бюджетов субъектов Российской Федерации, полномочия субъектов Российской Федерации по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, неналоговых доходов в бюджеты муниципальных округов.
Согласно пункту 3 статьи 2 законопроекта его положения должны применяться к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов).
Законопроектам также предлагается внести изменения в абзац двадцать девятый статьи 6, пункт 3 статьи 9 и абзац шестой статьи 15 БК РФ, предусматривающие возможность формирования и исполнения в качестве составной части бюджетов всех видов муниципальных образований, в том числе бюджета муниципального округа, городского округа и муниципального района, сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Согласно абзацу шестому части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ под муниципальным округом понимается несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного данным Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с внесенными в часть 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ изменениями городской округ не является городским поселениям.
В связи с изложенным, полагаем, что установление в БК РФ возможности формирования указанной сметы доходов и расходов в качестве составной части бюджетов муниципальных округов и городских округов представляется правомерным и обоснованным.
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно абзацу второму, третьему, пятому части 1 статьи 2, пунктам 1, 2, 5, 6, 12, 16 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ населенные пункты являются территориальной единицей поселений, а поселения территориальной единицей - муниципальных районов. При этом населенные пункты могут входить отдельно от поселений в состав муниципального района только в том случае, если они расположены в границах межселенных территорий, в которых отсутствуют поселения.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения (в которых могут образовываться межселенные территории), утверждается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, не в каждом муниципальном районе могут находиться населенные пункты, входящие отдельно от поселений в состав соответствующего муниципального района.
Вместе с тем согласно проектируемой редакции указанных изменений в БК РФ в составе бюджета муниципального района, где нет межселенных территорий, могут быть утверждены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, так и в составе бюджетов поселений, входящих в состав такого муниципального района, также могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов этих же населенных пунктов, но при этом входящие в состав данных поселений. Таким образом, предлагаемая редакция указанных положений законопроекта может вызвать неоднозначное токование и применение на практике.
В связи с этим полагаем, что в предлагаемых законопроектом изменениях в БК РФ необходимо перечислить виды муниципальных образований, в бюджетах которых могут быть предусмотрены указанные сметы доходов и расходов, установив, что сметы доходов и расходов населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, могут быть предусмотрены в бюджетах поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо муниципального района, в отношении населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, расположенных на межселенных территориях.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.