Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 942759-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О животном мире" (в целях устранения дублирующих норм и выявленных противоречий в практике применения законодательства в области охраны и использования животного мира и законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов), внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Резником, Н.П. Николаевым и др.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 942759-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О животном мире", и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в целях устранения дублирующих норм и выявленных противоречий в практике правоприменения законодательства в области охраны и использования животного мира и законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
На практике конкуренция норм двух законов при регулировании одних и тех же правоотношений зачастую ведет к нарушению прав участников соответствующих отношений.
Одним из ярких примеров указанной конкуренции норм является сложившаяся практика регулирования государственного учета, мониторинга и кадастра объектов животного мира и государственного учета, мониторинга и кадастра охотничьих ресурсов.
Статьями 14 и 15 Закона "О животном мире" определено, что порядок ведения государственного учета, мониторинга и кадастра объектов животного мира устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Аналогичная норма в отношении государственного мониторинга охотничьих ресурсов содержится в статье 36 Закона "Об охоте". В развитие указанных норм Минприроды России изданы соответственно приказ от 22.12.2011 г. N 963 "Об утверждении Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира" и приказ от 06.09.2010 г. N 344 "Об утверждении порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных". На практике, используя дублирующие нормы из различных нормативно-правовых актов, уполномоченные органы субъектов Российской Федерации произвольно устанавливают свой порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов (которые являются частью животного мира), что ведет к многочисленным спорам и нарушениям прав охотпользователей.
Законопроектом исключается указанное дублирование норм и основным источником регулирования вопросов государственного мониторинга и кадастра охотничьих ресурсов определяется Закон "Об охоте". В то же время выведение указанных вопросов из предмета регулирования закона "О животном мире" фактически лишает статью 14 указанного закона "Государственный учет и государственный кадастр объектов животного мира" смыслового содержания. Фактически с развитием законодательства функции государственного учета объектов животного мира полностью реализуются в форме государственного мониторинга, порядок осуществления которого урегулирован статьей 15 "Государственный мониторинг" Закона "О животном мире" и статьей 36 Закона "Об охоте".
Таким образом, законопроектом предусматривается комплексная корректировка статьи 15 закона "О животном мире" в части приведения законодательства в соответствие со сложившейся практикой осуществления государственного мониторинга и кадастра объектов животного мира, в частности:
1) в отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира осуществляется ведение государственного мониторинга, а также ведется государственный кадастр редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира в форме Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации;
2) в отношении охотничьих ресурсов осуществляется ведение государственного мониторинга в порядке, предусмотренном Законом "Об охоте", а также ведется государственный кадастр охотничьих ресурсов в форме государственного охотхозяйственного реестра в соответствии с требованиями Закона "Об охоте";
3) в отношении объектов животного мира не указанных выше, ведение государственного мониторинга и кадастра осуществляется путем составления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечня видов объектов животного мира, обитающих в субъекте Российской Федерации, включающего сведения о состоянии данных видов и среде их обитания.
Вторым устраняемым законопроектом противоречием в практике применения закона "О животном мире" и закона "Об охоте" является порядок установления ограничений охоты. Так, пунктом 1 части 2 статьи 23 Закона "Об охоте" установлено, что в правила охоты входят ограничения охоты, предусмотренные статьей 22 Закона "Об охоте" (сроки охоты, запреты охоты и т.д.). Одновременно статьей 21 Закона "О животном мире" предусмотрена возможность установления ограничений и запретов на использование объектов животного мира.
При этом в условиях, когда ограничения охоты четко определены в Правилах охоты, порядок введения и само содержание ограничений на использование объектов животного мира нормативно не определены. В результате, ограничения использования охотничьих ресурсов устанавливаются уполномоченными органами субъектов Российской Федерации произвольно, на основании общих норм Закона "О животном мире", а не в соответствии с требованиями Закона "Об охоте".
Законопроектом предлагается определить, что ограничения, приостановка или полный запрет на использование объектов животного мира, являющихся охотничьими ресурсами, на определенных территориях и акваториях либо на определенные сроки могут устанавливаются в соответствии с Законом "Об охоте". Такие ограничения будут вводиться высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации при определении параметров осуществления охоты в соответствии с правилами охоты, при условии их согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Полномочия по согласованию параметров осуществления охоты в соответствии с правилами охоты, включая вводимые ограничения использования охотничьих ресурсов, будет осуществлять Минприроды России (в настоящее время согласование введения ограничений осуществляет Росприроднадзор).
Также законопроектом однозначно исключается возможность осуществления любых видов охоты в отношении млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации. Поскольку животные и птицы, занесенные в красные книги, не являются охотничьими ресурсами, все вопросы их использования (включая вопросы добычи) должны решаться в соответствии Законом "О животном мире".
Предлагаемые законопроектом изменения позволят обеспечить стабильность правоприменения в рассматриваемой сфере правоотношений, защитить права и законные интересы охотпользователей, а также усовершенствуют систему государственного управления в области охраны и использования животного мира и среды его обитания.
Минприроды России поддерживает принятие законопроекта с учетом ряда замечаний, которые, по мнению Комитета, могут быть устранены при его подготовке ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 942759-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О животном мире" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.