Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 942759-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О животном мире", внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Резником, Н.П. Николаевым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) и Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) изменения, предусматривающие перераспределение полномочий органов государственной власти в сфере государственного мониторинга, кадастра и учета объектов животного мира.
В пояснительной записке к законопроекту отсутствует обоснование предлагаемого проектом упразднения единой для Российской Федерации системы государственного учета объектов животного мира и их использования.
Проектом предлагается исключить из сферы регулирования Федерального закона N 52-ФЗ отношения, связанные с установлением ограничений на осуществление отдельных видов пользования объектами животного мира, относящимися к охотничьим ресурсам, и считать указанные отношения исключительно сферой регулирования Федерального закона N 209-ФЗ (проектируемый абзац второй статьи 21 Федерального закона N 52-ФЗ), в связи с этим из полномочий органов государственной власти Российской Федерации исключается согласование вводимых органами государственной власти субъекта Российской Федерации ограничений на использование таких объектов животного мира (абзац третий части шестой статьи 6 Федерального закона N 52-ФЗ).
Учитывая, что Федеральным законом N 209-ФЗ предусматриваются только ограничения охоты, целью установления которых является обеспечение сохранения охотничьих ресурсов и их рациональное использование (статья 22), указанные положения проекта фактически исключают возможность введения ограничений в отношении иных видов и способов пользования объектами животного мира, отнесенными к охотничьим ресурсам (см. статью 34 Федерального закона N 52-ФЗ), а также соответствующих ограничений в целях воспроизводства объектов животного мира и сохранения среды их обитания (см. статьи 21 и 22 Федерального закона N 52-ФЗ).
Проект существенно изменяет норму о запрете на добычу млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации. При этом из проектируемой редакции части 4 статьи 11 Федерального закона N 209-ФЗ неясно, допускается ли добыча указанных животных при осуществлении охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности или в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов (статьи 15 и 17 Федерального закона N 209-ФЗ).
Наряду с изложенным обращаем внимание на необходимость внутреннего согласования проектируемых положений. Так, предусмотренное в ряде проектируемых положений исключение в отношении объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, не согласуется с иными положениями Федерального закона N 52-ФЗ (проектируемый абзац третий части шестой и абзац пятый части первой статьи 6, проектируемая редакция статьи 15 и положения статей 5 и 6). Кроме того, имеется внутреннее противоречие между частями шестой и седьмой проектируемой редакции статьи 15 Федерального закона N 52-ФЗ в части распределения полномочий по ведению государственного мониторинга и кадастра объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам.
Положение проектируемой части 5 статьи 23 Федерального закона N 209-ФЗ, наделяющей высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации полномочием по определению видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты при условии их согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, следует соотнести с проектируемым пунктом 2 части 4 статьи 33 Федерального закона N 209-ФЗ, который предусматривает, что соответствующий федеральный орган исполнительной власти согласовывает определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации только параметров охоты.
В проектируемой части 6 статьи 36 Федерального закона N 209-ФЗ говорится об установлении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядка осуществления контроля за проведением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации учета охотничьих ресурсов, однако в статьях 33 и 34 Федерального закона N 209-ФЗ, определяющих полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отсутствуют полномочия по проведению учета охотничьих ресурсов.
В проектируемых частях 4.1, 4.2 и 6 статьи 36 Федерального закона N 209-ФЗ нуждаются в унификации наименования органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отмечаем также, что средства на осуществление полномочий, переданных в соответствии с частью первой статьи 6 Федерального закона N 52-ФЗ для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (часть вторая указанной статьи), в связи с чем предусмотренное проектом изменение состава переданных полномочий создает основания для корректировки объема соответствующих субвенций из федерального бюджета.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.