Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1019797-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отнесения лиц, награжденных знаком "Жителю осажденного Севастополя", к ветеранам Великой Отечественной войны и установления им правовых гарантий социальной защиты"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отнесения лиц, награжденных знаком "Жителю осажденного Севастополя", к ветеранам Великой Отечественной войны и установления им правовых гарантий социальной защиты" (далее - законопроект) разработан в целях исполнения указания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 18 марта 2020 г. N Пр-546.
Законопроектом предусматривается отнесение лиц, награжденных знаком "Жителю осажденного Севастополя", к категории ветеранов Великой Отечественной войны и установление им правовых гарантий социальной защиты.
В настоящее время в целях определения статуса категории граждан "Житель осажденного Севастополя" и сохранения объема мер социальной поддержки, ранее установленных указанным гражданам Законом Украины от 22 октября 1993 г. N 3551-XII "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты", а также учреждения знака "Жителю осажденного Севастополя" принят Закон города Севастополя от 20 апреля 2017 г. N 339-ЗC "О жителях осажденного Севастополя" (далее - Закон города Севастополя N 339-ЗC), в соответствии с которым реализуются меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком "Жителю осажденного Севастополя" и проживающих в городе Севастополе.
В соответствии с Законом города Севастополя N 339-ЗC знаком "Жителю осажденного Севастополя" награждены граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которые во время обороны города Севастополя с 30 октября 1941 г. по 4 июля 1942 г. проживали на его территории.
Законопроектом предусматривается предоставление указанным лицам мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ), в том числе льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями и др., а также права на ежемесячную денежную выплату (статья 23.1 указанного Федерального закона).
В целях обеспечения реализации предусмотренных мер социальной поддержки корреспондирующие изменения вносятся в законодательные акты, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения, в части предоставления указанным лицам права на одновременное получение двух пенсий (пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости) и на повышение пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Также на лиц, награжденных знаком "Жителю осажденного Севастополя", распространяется право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
По информации Правительства Севастополя численность указанных граждан в настоящее время составляет 1217 человек.
Реализация законопроекта приведет к расширению круга лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и льготное пенсионное обеспечение, и потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета в общей сумме:
в 2020 году - 84 629,7 тыс. рублей;
в 2021 году - 216 492,1 тыс. рублей;
в 2022 году - 223 181,8 тыс. рублей;
в 2023 году - 230 855,8 тыс. рублей.
Указанные дополнительные расходные обязательства Российской Федерации предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на исполнение Федерального закона N 5-ФЗ, Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В связи с проведением в 2020 году Года памяти и славы вступление в силу Федерального закона предусматривается с 1 октября 2020 г.
В соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, законопроект не относится к числу проектов актов, требующих оценки регулирующего воздействия.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не изменяет правовое регулирование и не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отнесения лиц, награжденных знаком "Жителю осажденного Севастополя", к ветеранам Великой Отечественной войны и установления им правовых гарантий социальной защиты"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отнесения лиц, награжденных знаком "Жителю осажденного Севастополя", к ветеранам Великой Отечественной войны и установления им правовых гарантий социальной защиты" (далее - законопроект) потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление мер социальной поддержки и льгот по пенсионному обеспечению лицам, награжденным знаком "Жителю осажденного Севастополя".
По информации Правительства Севастополя, численность указанных граждан в настоящее время составляет 1217 человек.
Учитывая прогнозируемый Минэкономразвития России уровень фактической инфляции в 2020 году в размере 3%, 2021 - 2023 годах - 4%, объем средств федерального бюджета, необходимых в 2020 - 2023 годах, составит:
1. На осуществление ежемесячной денежной выплаты (с учетом расходов на доставку в объеме 0,002873 переводимой суммы):
в 2020 году:
(1 217 чел. х 3 062 руб. х 3 мес.) + (1 217 чел. х 3 062 руб. х 3 мес.) х 0,002873 = 11 211,5 тыс. рублей;
в 2021 году:
(1217 чел. х 3 062 руб. + 1217 чел. х 3 153,86 руб. х 11 мес.) + (1 217 чел. х 3 062 руб. + 1 217 чел. х 3 153,86 руб. х 11 мес.) х 0,002873 = 46 079,2 тыс. руб.;
в 2022 году:
(1 217 чел. х 3 153,86 руб. + 1 217 чел. х 3 280,01 руб. х 11 мес.) + (1 217 чел. х 3 153,86 руб. + 1 217 чел. х 3 280,01 руб. х Ц мес.) х 0,002873 = 47 884,9 тыс. руб.;
в 2023 году:
(1 217 чел. х 3 280,01 руб. + 1 217 чел. х 3 411,21 руб. х 11 мес.) + (1 217 чел. х 3 280,01 руб. + 1 217 чел. х 3 411,21 руб. х 11 мес.) х 0,002873 = 49 800,3 тыс. руб.
Ежемесячная денежная выплата будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации на 2020 год и последующие годы по подразделу "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (КБК 1003 03 1 04 30690 500).
2. На компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% лицам, награжденным знаком "Жителю осажденного Севастополя", а также членам семей, совместно с ними проживающим (общая численность с членами семей льготника по информации Правительства Севастополя - 1 323 человека).
Таблицей 4 приложения 34 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 380-Ф3 "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" бюджету г. Севастополь в 2020 году утверждено распределение субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее - субвенция) в объеме 174 449,1 тыс. рублей.
Объем субвенции г. Севастополь рассчитан согласно Методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 861 исходя из численности граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. м на 1 человека и иных показателей, установленных данной Методикой.
Дополнительный объем бюджетных ассигнований на компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% лицам, награжденным знаком "Жителю осажденного Севастополя", а также членам семей, совместно с ними проживающим, составляет 14 255,1 тыс. рублей ежегодно.
3. Расходы на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, награжденных знаком "Жителю осажденного Севастополя", нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом прогнозируемого уровня инфляции в 2021 - 2023 годах - 4% составят:
в 2020 году:
12 чел. х (36 кв. м х 61 944 руб./кв. м) = 26 759,8 тыс. рублей;
в 2021 году:
26 759,8 тыс. руб. х 1,04 = 27 830,2 тыс. рублей.
в 2022 году:
27 830,19 тыс. руб. х 1,04 = 28 943,4 тыс. рублей;
в 2023 году:
28 943,4 тыс. руб. х 1,04 = 30 101,1 тыс. рублей.
Объем средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2019 г. N 827/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2020 года" показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в городе Севастополе установлен в размере 61 944 рубля.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "19 декабря 2019 г."
По состоянию на 26 марта 2020 г. численность лиц, награжденных знаком "Жителю осажденного Севастополя", состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 12 человек.
4. Ежегодная бесплатная диспансеризация в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 124н "Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения" диспансеризация проводится ежегодно для граждан в возрасте 40 лет и старше, а также в отношении отдельных категорий граждан, включая ветеранов Великой Отечественной войны.
Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Севастополе на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 27 декабря 2019 г. N 715-ПП средства для проведения диспансеризации предусмотрены в полном объеме.
Дополнительных денежных средств для проведения диспансеризации в 2021 - 2023 годах не потребуется.
5. Обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями осуществляется Государственным учреждением Севастопольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на основании индивидуальной программы реабилитации.
В 2019 году 6 гражданам из числа лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", были предоставлены протезно-ортопедические изделия на общую сумму 11 935,41 руб. Таким образом, на одного человека были предоставлены протезно-ортопедические изделия на сумму 1 989,24 руб.
Учитывая, что не все граждане из числа лиц, награжденных знаком "Жителю осажденного Севастополя", будут иметь потребность в обеспечении протезно-ортопедическими изделиями (по информации Правительства Севастополя - 600 чел.) из федерального бюджета потребуется дополнительное выделение денежных средств (с учетом прогнозируемого уровня инфляции в 2021 - 2023 годах - 4%) в объеме:
в 2020 году:
600 чел. х 1 989,24 руб. = 1 193,5 тыс. рублей;
в 2021 году:
1 193,5 тыс. руб. х 1,04 = 1 241,2 тыс. рублей.
в 2022 году:
1 241,24 тыс. руб. х 1,04 = 1 290,9 тыс. рублей;
в 2023 году:
1 290,89 тыс. руб. х 1,04 = 1 342,5 тыс. рублей.
6. Взамен части ежемесячной денежной выплаты Федеральным законом от 17 января 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено предоставление ветеранам Великой Отечественной войны из числа федеральных льготников набора социальных услуг, который включает в себя обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, проезд в междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "17 июля 1999 г."
В этой связи для предоставления лицам, награжденным знаком "Жителю осажденного Севастополя", государственной социальной помощи, установленной статьей 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета не потребуется.
7. Право на назначение второй пенсии по государственному пенсионному обеспечению может быть предоставлено с 1 октября 2020 г. 1 150 пенсионеров из числа лиц, награжденных знаком "Жителю осажденного Севастополя", получающих пенсию по линии Пенсионного фонда Российской Федерации. Средний размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленный им по состоянию на указанную дату, составит 8 409,23 рублей.
Дополнительные расходы федерального бюджета в связи с предоставлением указанным гражданам права на вторую пенсию с учетом расходов на доставку (0,00493) по линии Пенсионного фонда Российской Федерации составят:
2020 год:
(1 150 чел. х 8 409,23 руб. х 3 мес.) + (1 150 чел. х 8 409,23 руб. х 3 мес.) х 0,00493 = 29 154,9 тыс. руб.;
2021 год (с учетом коэффициента индексации с 1 апреля - 1,024):
((1 150 чел. х 8 409,23 руб. х 3 мес.) + (1 150 чел. х 8 409,23 руб. х 1,024 х 9 мес.)) + ((1 150 чел. х 8 409,23 руб. х 3 мес.) + (1 150 чел. х 8 409,23 руб. х 1,024 х 9 мес.)) х 0,00493 = 118 718,6 тыс. руб.;
2022 год (с учетом коэффициента индексации с 1 апреля - 1,031):
((1150 чел. х 8 611,05 руб. х 3 мес.) + (1150 чел. х 8 611,05 руб. х 1,031x9 мес.)) + ((1150 чел. х 8 611,05 руб. х 3 мес.) + (1150 чел. х 8 611,05 руб. х 1,031 х 9 мес.)) х 0,00493 = 122 194,8 тыс. руб.;
2023 год (с учетом коэффициента индексации с 1 апреля - 1,036):
((1150 чел. х 8 877,99 руб. х 3 мес.) + (1150 чел. х 8 877,99 руб. х 1,036 x9 мес.)) + ((1150 чел. х 8 877,99 руб. х 3 мес.) + (1150 чел. х 8 877,99 руб. х 1,036 х 9 мес.)) х 0,00493 = 126 444,5 тыс. руб.
8. По оперативной информации Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, 67 человек из числа лиц, награжденных знаком "Жителю осажденного Севастополя", являются получателями пенсии по линии "силовых" ведомств.
Согласно пункту "з" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с данным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона (с 1 апреля 2020 г. - 1 793,97 руб.).
Дополнительные расходы на указанные цели по линии "силовых" ведомств с учетом расходов на доставку (0,002) могут составить:
2020 год:
(67 чел. х 1 793,97 руб. х 3 мес.) + (67 чел. х 1 793,97 руб. х 3 мес.) х 0,002 = 361,3 тыс. руб.;
2021 год:
((67 чел. х 1 793,97 руб. х 3 мес.) + (67 чел. х 1 793,97 руб. х 1,024 х 9 мес.)) + ((67 чел. х 1 793,97 руб. х 3 мес.) + (67 чел. х 1 793,97 руб. х 1,024 х 9 мес.)) х 0,002 = 1 471,3 тыс. руб.;
2022 год:
((67 чел. х 1 837,03 руб. х 3 мес.) + (67 чел. х 1 837,03 руб. х 1,031 х 9 мес.)) + ((67 чел. х 1 837,03 руб. х 3 мес.) + (67 чел. х 1 837,03 руб. х 1,031 х 9 мес.)) х 0,002 = 1 514,3 тыс. руб.;
2023 год:
((67 чел. х 1 893,98 руб. х 3 мес.) + (67 чел. х 1 893,98 руб. х 1,036 х 9 мес.)) + ((67 чел. х 1 893,98 руб. х 3 мес.) + (67 чел. х 1 893,98 руб. х 1,036 х 9 мес.)) х 0,002 = 1 567,0 тыс. руб.
Статьей 16 Закона предусмотрено также увеличение пенсии за выслугу лет лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), средний размер которого на 1 октября 2020 г. составляет 8 409,23 рублей.
Дополнительные расходы на указанные цели по линии "силовых" ведомств с учетом расходов на доставку (0,002) могут составить:
2020 год:
(67 чел. х 8 409,23 руб. х 3 мес.) + (67 чел. х 8 409,23 руб. х 3 мес.) х 0,002 = 1 693,6 тыс. руб.
2021 год (с учетом коэффициента индексации с 1 апреля - 1,024):
((67 чел. х 8 409,23 руб. х 3 мес.) + (67 чел. х 8 409,23 руб. х 1,024 х 9 мес.)) + ((67 чел. х 8 409,23 руб. х 3 мес.) + (67 чел. х 8 409,23 руб. х 1,024 х 9 мес.)) х 0,002 = 6 896,5 тыс. руб.
2022 год (с учетом коэффициента индексации с 1 апреля - 1,031):
((67 чел. х 8 611,05 руб. х 3 мес.) + (67 чел. х 8 611,05 руб. х 1,031 х 9 мес.)) + ((67 чел. х 8 611,05 руб. х 3 мес.) + (67 чел. х 8 611,05 руб. х 1,031 х 9 мес.)) х 0,002 = 7 098,4 тыс. руб.
2023 год (с учетом коэффициента индексации с 1 апреля - 1,036):
((67 чел. х 8 877,99 руб. х 3 мес.) + (67 чел. х 8 877,99 руб. х 1,036 х 9 мес.)) + ((67 чел. х 8 877,99 руб. х 3 мес.) + (67 чел. х 8 877,99 руб. х 1,036 х 9 мес.)) х 0,002 = 7 345,3 тыс. руб.
Итого расходы на льготное пенсионное обеспечение по линии "силовых" ведомств составят:
2020 год - 2 054,9 тыс. руб.;
2021 год - 8 367,8 тыс. руб.;
2022 год - 8 612,7 тыс. руб.;
2023 год - 8 912,3 тыс. руб.
Таким образом, в случае принятия предлагаемого законопроекта и установления лицам, награжденным знаком "Жителю осажденного Севастополя", статуса ветерана Великой Отечественной войны и правовых гарантий социальной защиты, из федерального бюджета потребуется дополнительное выделение бюджетных ассигнований в общей сумме:
в 2020 году - 84 629,7 тыс. рублей;
в 2021 году - 216 492,1 тыс. рублей;
в 2022 году - 223 181,8 тыс. рублей;
в 2023 году - 230 855,8 тыс. рублей.
Указанные дополнительные расходные обязательства Российской Федерации предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на исполнение Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отнесения лиц, награжденных знаком "Жителю осаженного Севастополя", к ветеранам Великой Отечественной войны и установления им правовых гарантий социальной защиты"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отнесения лиц, награжденных знаком "Жителю осажденного Севастополя", к ветеранам Великой Отечественной войны и установления им правовых гарантий социальной защиты" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.