Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности" (далее - законопроект) направлен на оптимизацию административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли путем создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности (далее - система "Одно окно") и организацию взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".
Создание системы "Одно окно" предусмотрено паспортом национального проекта (программы) "Международная кооперация и экспорт", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) (далее соответственно - президиум Совета, национальный проект), и паспортом федерального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" (приложение к протоколу заседания проектного комитета национального проекта "Международная кооперация и экспорт" от 26 ноября 2018 г. N 4) (далее - федеральный проект), в соответствии с которыми должна быть решена задача "Организация (к 2021 году) взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и субъектов международной торговли с органами государственной власти, в том числе с контролирующими органами, и иными организациями в электронной форме по принципу "одного окна" на базе цифровой платформы АО "Российский экспортный центр". Целевым показателем решения указанной задачи, согласно паспорту федерального проекта, является "Количество зарегистрированных уникальных пользователей (организаций и индивидуальных предпринимателей) информационной системы "Одно окно" с соответствующими значениями от 1000 в 2020 году до 6000 в 2024 году.
Взаимодействие участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в электронной форме с использованием информационной системы "Одно окно" позволит:
создать удобный инструмент для участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), обеспечивающий доступ к услугам (функциям) органов государственной власти, в том числе контролирующих органов, услугам акционерного общества "Российский экспортный центр" (далее - АО "РЭЦ") и иных организаций из одной точки;
сократить количество бумажных документов при взаимодействии с органами государственной власти, в том числе с контролирующими органами, и иными организациями, а также время предоставления услуг (исполнения функций) за счет перехода к электронному взаимодействию, в том числе посредством имеющихся механизмов информационного взаимодействия, включая цифровые платформы, с учетом действующего законодательства;
обеспечить однократное предоставление документов и многократное их использование в последующем при получении услуг (исполнении функций);
минимизировать личное взаимодействие участников ВЭД и субъектов международной торговли с органами государственной власти, в том числе с контролирующими органами, и иными организациями;
обеспечить возможность круглосуточной подачи заявок для получения услуг органов государственной власти, в том числе контролирующих органов, услуг АО "РЭЦ" и иных организаций;
обеспечить мониторинг и управление качеством оказания услуг (исполнения функций), реализуемых с использованием механизма "одного окна";
обеспечить доступ к аналитической информации;
создать персонифицированную электронную среду;
обеспечить дистанционную экспертную поддержку.
Кроме того, реализация положений законопроекта, предусматривающих переход к электронному взаимодействию участников ВЭД с органами государственной власти и организациями, будет способствовать достижению целей, изложенных в подпункте 1.1.8 задачи 1 раздела 4.5 паспорта национального проекта (программы) "Международная кооперация и экспорт", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16), в соответствии с которыми необходимо разработать комплекс мероприятий в целях сокращения временных и финансовых затрат участников ВЭД при экспорте товаров (сокращение временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности при экспорте товаров до 24 часов (250 долларов США) к 2023 году).
С целью создания указанных механизмов взаимодействия в настоящий момент уже реализованы мероприятия, направленные на оптимизацию процессов предоставления (исполнения) государственных и иных услуг (функций) в сфере внешнеэкономической деятельности и международной торговли, а также снижение административных барьеров, результатом чего стало утверждение протоколом заседания президиума Совета от 11 ноября 2019 г. N 13 "дорожной карты" (второй этап) по разработке и внесению изменений в нормативные правовые и иные акты для обеспечения функционирования информационной системы "Реестр экспортеров" и организации взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и субъектов международной торговли с органами государственной власти, в том числе с контролирующими органами, и иными организациями в электронной форме по принципу "одного окна" на базе цифровой платформы АО "РЭЦ". Соответствующий пакет нормативных правовых актов совместно с данным законопроектом обеспечивают комплексное нормативное правовое регулирование процессов предоставления с использованием системы "Одно окно" услуг и сервисов экспортерам в электронной форме, сокращая их временные и материальные издержки, связанные с получением услуг, необходимых для осуществления экспортной деятельности.
При подготовке законопроекта проведен анализ практики применения Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ) и Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). Законопроект направлен на устранение их неэффективных положений.
Законопроектом вносится изменение в часть первую статьи 9 Закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части наделения АО "РЭЦ" полномочием по предоставлению Росфинмониторингу на безвозмездной основе информации и документов, необходимых для осуществления функций Росфинмониторинга (за исключением информации о частной жизни граждан), и по обеспечению автоматизированного доступа к своим базам данных.
Законопроект устанавливает определение термина "информационная система "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности" (дополнение статьи 2 Закона N 164-ФЗ).
Законопроектом предлагается возложить осуществление функции оператора системы "Одно окно" на АО "РЭЦ" в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В рамках развития и поддержки экспорта законопроектом предлагается АО "РЭЦ" участвовать в обеспечении информационного взаимодействия системы "Одно окно" с механизмом "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, созданного в рамках Евразийского экономического союза (дополнение части 6 статьи 46.1 Закона N 164-ФЗ пунктами 8 и 9).
В соответствии с абзацем третьим подпункта "б" пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить сокращение административных процедур и барьеров в сфере международной торговли, включая отмену избыточных требований при лицензировании экспорта и осуществлении валютного контроля, организацию (к 2021 году) взаимодействия субъектов международной торговли с контролирующими органами по принципу "одного окна".
В целях исполнения указанного поручения Президента Российской Федерации законопроектом предлагается АО "РЭЦ" наделить полномочием действовать от имени и в интересах участника внешнеторговой деятельности без доверенности при обращении в уполномоченные органы и организации для получения разрешительных документов, необходимых для получения участниками внешнеторговой деятельности государственных и иных услуг (исполнения функций), если иное не установлено законодательством Российской Федерации и договором, заключенным между участником внешнеторговой деятельности и АО "РЭЦ" (дополнение части 6 статьи 46.1 Закона N 164-ФЗ пунктом 10). Под указанным положением подразумевается, что АО "РЭЦ" будет осуществлять от имени и в интересах участника внешнеторговой деятельности без доверенности взаимодействие с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией, в том числе:
направлять от имени и в интересах участника внешнеторговой деятельности в уполномоченный орган или организацию пакет документов, необходимых для оформления разрешительных документов;
получать от имени и в интересах участника внешнеторговой деятельности из уполномоченного органа или организации результат государственных и иных услуг (исполнения функций) (разрешительный документ/заключение).
Одновременно законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации полномочиями по установлению порядка функционирования системы "Одно окно", прав и обязанностей оператора системы "Одно окно", а также порядка и сроков предоставления документов и информации органам и агентам валютного контроля через систему "Одно окно" участниками внешнеторговой деятельности соответствующей информации (дополнение части 2 статьи 13 Закона N 164-ФЗ).
Также законопроектом дополняется глава 11 "Содействие развитию внешнеторговой деятельности" Закона N 164-ФЗ статьей 47.1, в которой предусматривается обеспечение взаимодействия в электронной форме участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией на базе системы "Одно окно". При этом органами государственной власти Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией документы и информация, содержащиеся в системе "Одно окно", будут использоваться в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, в статье 47.1 Закона N 164-ФЗ в редакции законопроекта определен принцип добровольности подключения участников внешнеторговой деятельности к системе "Одно окно". Подключение участников внешнеторговой деятельности к системе "Одно окно" и обслуживание осуществляется оператором данной системы на безвозмездной основе. Для органов государственной власти Российской Федерации, органов и агентов валютного контроля также предусматривается возможность безвозмездного доступа к системе "Одно окно". Оператор системы "Одно окно" обязан обеспечить возможность использования хранящихся в системе "Одно окно" электронных документов и информации на протяжении всего срока их хранения, в том числе возможность предоставления их уполномоченным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем законопроектом статья 17 Закона N 164-ФЗ дополняется абзацами, предусматривающими обеспечение защиты информации, обрабатываемой в системе "Одно окно" оператором системы "Одно окно", а также положение о том, что в системе "Одно окно" запрещено размещать и обрабатывать информацию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну.
Законопроектом вносятся изменения в Закон N 173-ФЗ, позволяющие адаптировать процедуры валютного контроля под систему "Одно окно".
Согласно законопроекту, органы и агенты валютного контроля получают в установленном порядке документы и информацию, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности, проведением валютных операций (далее - документы и информация), предоставленные резидентами через систему "Одно окно". Юридический статус указанных документов и информации приравнивается к соответствующим документам и информации, содержащихся на бумажных носителях (дополнение статьи 23 Закона N 173-ФЗ частью 5.1).
Положения законопроекта также корректируют права и обязанности резидентов, подключившихся к системе "Одно окно". Так, законопроектом предлагается обязать резидентов представлять АО "РЭЦ" информацию об уполномоченных банках (филиалах уполномоченных банков), в которых у них открыты счета в день подключения к системе "Одно окно", а в случае открытия резидентом счета в ином уполномоченном банке (филиале уполномоченного банка) после подключения резидента к системе "Одно окно" - представлять информацию о таком уполномоченном банке (филиале уполномоченного банка) АО "РЭЦ" не позднее рабочего дня, следующего за днем открытия такого счета. Также предлагается обязать резидентов, подключенных к системе "Одно окно", предоставлять органам и агентам валютного контроля и оператору системы "Одно окно" через систему "Одно окно" документы и информацию в установленном в законопроекте порядке и сроки (дополнение частями 2.1 и 2.2 статьи 24 Закона N 173-Ф3).
Законопроектом предлагается обязать АО "РЭЦ" соблюдать коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала известна при осуществлении своих полномочий. Представление и передача документов и информации АО "РЭЦ" органам валютного контроля и (или) агентам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна при осуществлении своих полномочий (дополнение абзацами частей 8 и 8.1 статьи 24 Закона N 173-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "частей 8 и 8.1 статьи 24" следует читать "частей 8 и 8.1 статьи 23"
Законопроектом предусматривается срок вступления в силу норм с 1 января 2021 г. (статья 4 законопроекта), что необходимо для обеспечения функционирования системы "Одно окно".
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие и реализация положений законопроекта потребуют дополнительных денежных средств из федерального бюджета, не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности" в рамках субсидий, предусмотренных в Федеральном законе от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" для акционерного общества "Российский экспортный центр" в целях развития инфраструктуры повышения международной конкурентоспособности (в 2020 году размере 3660,6 млн. рублей, в 2021 году - 3597,0 млн. рублей, в 2022 году - 3310,0 млн. рублей), не потребуют дополнительных денежных средств из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности" не повлечет необходимости принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности" потребуют принятия и внесения изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации:
внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 71 "Об утверждении Правил осуществления акционерным обществом "Российский экспортный центр" деятельности по поддержке экспорта и взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом". Головным исполнителем по разработке акта предлагается определить Минпромторг России, соисполнителями - Минэкономразвития России, Минфин России, Минкомсвязь России, ФСТЭК России, ФСБ России, Росфинмониторинг, ФНС России, ФТС России, АО "Российский экспортный центр" по согласованию с Банком России;
внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. N 98 "Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля". Головным исполнителем по разработке акта предлагается определить Минфин России, соисполнителями - Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минкомсвязь России, ФСТЭК России, ФСБ России, Росфинмониторинг, ФНС России, ФТС России, АО "Российский экспортный центр" по согласованию с Банком России;
внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.2014 N 630 "Об утверждении Положения о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, государственными корпорациями и иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления". Головным исполнителем по разработке акта предлагается определить Росфинмониторинг;
принятия постановления Правительства Российской Федерации по согласованию с Банком России "О порядке функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности" (предусматривающего в том числе порядок взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме, права и обязанности оператора информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности, перечень документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности, проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, сроки и порядок предоставления указанных документов и информации участниками внешнеторговой деятельности с использованием информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности). Головным исполнителем по разработке акта предлагается определить Минфин России, соисполнителями Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минкомсвязь России, ФСТЭК России, ФСБ России, Росфинмониторинг, ФНС России, ФТС России, АО "Российский экспортный центр" по согласованию с Банком России.
Срок подготовки проектов актов Правительства Российской Федерации - в течение 180 дней с даты принятия федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.