Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1021310-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере ветеринарии"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере ветеринарии" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 6 августа 2016 г. NПр-1544 (абзац четвертый подпункта "е" пункта 1), от 23 августа 2016 г. N Пр-1659 (подпункт "а" пункта 1) и 15 августа 2017 г. N Пр-1603 (абзац четвертый подпункта "а" пункта 1), Правительства Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N ДМ-П11-4991 (пункт 8), от 27 августа 2016 г. N ДМ-П11-5132 (пункт 1) и от 21 августа 2017 г. N АД-П11-5456 (пункт 1).
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 10.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в части увеличения штрафных санкций за сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных.
Также законопроектом предлагается дополнить статью 10.6 Кодекса новыми составами, предусматривающими административную ответственность за: повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса; повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.6 Кодекса; нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, повлекшее за собой возникновение очагов заразных болезней животных и (или) их распространение.
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение корреспондирующих изменений в статью 3.5 Кодекса.
В настоящее время установленный статьями 10.6 и 10.7 Кодекса размер штрафов не является для нарушителей ветеринарного законодательства пресекательной мерой.
В целях обоснования размеров административных штрафов, предлагаемых законопроектом, от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии была получена информация о правоприменительной практике, включая сведения о количестве выявляемых административных правонарушений, сумме штрафов и динамике указанных показателей за 2016 - 2018 гг.
Динамика о количестве выявляемых административных правонарушениях (далее - Динамика) представлена на диаграмме, приложенной к пояснительной записке.
Согласно Динамике количество нарушений по указанным статьям в период с 2016 по 2018 год постоянно растет, при этом сумма штрафов за совершение административного правонарушения в 2018 году снизилась. Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что административное наказание становится незначительным и не способствует профилактике и предупреждению правонарушений, практически сводит на нет меры ветеринарного надзора и не стимулирует граждан, организации и индивидуальных предпринимателей к соблюдению ветеринарного законодательства.
Ввиду того, что статьей 10.6 Кодекса не установлена ответственность за повторное совершение административных правонарушений, предусмотренных указанной статьей, отсутствует и практика дифференциации штрафа за повторное совершение таких правонарушений.
Следует отметить, что повторное совершение административного правонарушения рассматривается как более серьезное правонарушение, в связи с чем должна быть предусмотрена повышенная ответственность по сравнению с той, которая предусмотрена частями 1 и 2 статьи 10.6 Кодекса.
Проектируемой частью 3 статьи 10.6 Кодекса устанавливается ответственность за нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, повлекшее возникновение очагов заразных болезней животных, которую будут также нести должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области ветеринарии и охотничьего хозяйства за неисполнение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, повлекшее возникновение очагов заразных болезней животных, в том числе африканской чумы свиней, и (или) их распространение.
Ущерб, причиняемый в результате совершения административных правонарушений, предусмотренных статьей 10.7 Кодекса, и расходы бюджетов субъектов Российской Федерации при изъятии животных и (или) продукции животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных значительны, даже одно такое правонарушение может причинить ущерб на сотни миллионов рублей.
Так, например, расходы средств бюджета Калининградской области в 2018 году, связанные с проведением ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней, составили 45 983 697 руб.
Ущерб, понесенный в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства у хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Калининградской области в период с 2017 - 2018 годов, составил 175 842 369,28 рублей.
Прямой ущерб товаропроизводителей от таких болезней животных как африканская чума свиней, ящур, лейкоз крупного рогатого скота, грипп птиц, туберкулез крупного рогатого скота, бруцеллез, бешенство, оспа овец и коз на территории Российской Федерации в 2018 году составил 2,5 млрд. руб.
Принятие законопроекта будет способствовать снижению рисков возникновения заразных болезней животных, стабилизации эпизоотической обстановки по заразным болезням животных, снижению ущерба при возникновении очагов заразных болезней животных.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.
Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере ветеринарии"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере ветеринарии" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере ветеринарии"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере ветеринарии" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с реализацией федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере ветеринарии"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере ветеринарии" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.