Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1021304-7 "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла"
Досье на проект федерального закона
Соглашение о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (далее - Соглашение), принятое Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций 22 ноября 2009 г., вступило в силу 5 июня 2016 г.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2010 г. N 571-р Соглашение было подписано от имени Российской Федерации 29 апреля 2010 г.
Реализация мер, предусмотренных Соглашением, будет способствовать укреплению регионального и международного сотрудничества в противодействии незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу (далее - незаконный промысел), препятствовать поступлению незаконно добытых (выловленных) водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) на международные и национальные рынки.
Соглашение предусматривает минимальный набор стандартных мер, подлежащих принятию государством порта при заходе иностранных судов в порт или их стоянке в порту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Соглашения каждое государство, которое согласилось на обязательность для него Соглашения (далее - Сторона), назначает порты, в которые иностранные суда могут запрашивать заход в соответствии с Соглашением, и опубликовывает информацию о них.
Список назначенных портов Сторона передает Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций для опубликования.
Сторона до предоставления какому-либо судну разрешения на заход в свой порт требует заблаговременного предоставления в качестве минимального стандарта информации о судне, владельце судна, разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешении на перегрузку, имеющемся на борту улове водных биоресурсов, районах их добычи (вылова).
Капитаны судов должны предоставлять портовым властям документацию, в том числе на водные биоресурсы, имеющиеся на борту, позволять проверять среди прочего судовые и промысловые журналы, лицензии, орудия добычи (вылова) и фактический груз.
В соответствии с Соглашением государство порта принимает решение о разрешении или об отказе на заход в порт судам, которые были вовлечены в незаконный промысел.
Если судно, уличенное в незаконном промысле, находится по какой-либо причине в порту, государство порта отказывает такому судну в использовании его портов для выгрузки, перегрузки, упаковки и переработки рыбы и для иного портового обслуживания, включая пополнение топливом и запасами, ремонт и постановку в сухой док.
В Соглашении также содержится обязательство по обмену информацией на региональном и глобальном уровнях о судах, которые были замечены в участии в незаконном промысле.
Положения Соглашения соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права и не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.
Согласно статье 26 Соглашения оно подлежит ратификации, принятию или одобрению государствами, его подписавшими.
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, поскольку вводит возможность отказа иностранным судам, уличенным в незаконном промысле, на заход в порт (статья 9 Соглашения).
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации у капитана морского порта такое правомочие отсутствует. Так, в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон о внутренних морских водах) морские порты Российской Федерации объявляются открытыми для захода иностранных судов на основании решения Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона о внутренних морских водах иностранные суда, кроме военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, независимо от их предназначения и форм собственности могут заходить в морские порты, открытые для захода иностранных судов.
В приложении к распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 1912-р содержится перечень таких портов.
В связи с тем что статьей 9 Соглашения предусмотрена возможность отказа иностранному судну, занятому незаконным промыслом или связанной с ним деятельностью, в заходе в морской порт, потребуется внесение соответствующих изменений в Закон о внутренних морских водах.
Кроме того, также потребуется внесение соответствующих изменений в статью 79 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - Кодекс), так как в соответствии с пунктом 5 статьи 79 Кодекса капитан порта в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, может запретить заход судна в морской порт или постановку судна на якорь на подходах к морскому порту только в случае существенного несоответствия судна требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.
Соглашением также установлен порядок инспектирования иностранных судов с целью выявления признаков, указывающих на осуществление иностранным судном незаконного промысла. Вместе с тем законодательством Российской Федерации подобное регулирование не предусмотрено. В связи с этим реализация Соглашения также потребует внесения изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части инспектирования иностранных судов.
Учитывая изложенное, ввиду того что реализация Соглашения потребует изменения действующих федеральных законов, Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
В связи с ратификацией Соглашения потребуется наделение дополнительными функциями или полномочиями федеральных органов исполнительной власти, которые будут участвовать в его реализации, за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, а также отсутствуют положения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация соответствующего Федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не потребует увеличения расходной части федерального бюджета и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла"
Реализация Федерального закона "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла" не потребует увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти и не окажет влияния на доходы или расходы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла" не потребует признания утратившими силу или приостановления федеральных законов.
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла" потребует принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла".
Основание - внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части изменения норм, регламентирующих государственный портовый контроль, в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" - в части установления возможности отказа в заходе в морской порт или постановке на якорь на подходах к морскому порту иностранному судну, оборудованному для использования на промысле или связанному с промысловой деятельностью, в случае его участия в незаконном, несообщаемом и нерегулируемом промысле, а также в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - в части инспектирования иностранных судов.
Головной исполнитель - Минтранс России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Минсельхоз России, ФСБ России.
Срок подготовки - 180 дней со дня вступления в силу Федерального закона "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла".
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.