Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1021307-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности" (далее - законопроект) разработан в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 198 "О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края" (подпункты "а", "б" и "д" пункта 3) и направлен на совершенствование законодательства в области пожарной безопасности в части уточнения отдельных полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, повышение безопасности граждан, защиту их имущества, а также снижение рисков и угроз переходов ландшафтных (природных) пожаров на населенные пункты.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в понятийный аппарат Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
Законопроектом вводятся понятия "ландшафтный (природный) пожар" и "лесной пожар", четкие определения которых в настоящее время на законодательном уровне отсутствуют.
Соответствующие определения сохраняют преемственность понятийного аппарата ГОСТ Р 22.0.03-97 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" и ГОСТ 17.6.1.01-83 "Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "ГОСТ Р 22.0.03-97" следует читать "ГОСТ Р 22.0.03-95"
Законопроектом предлагается отнести к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности организацию тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории субъекта Российской Федерации.
В настоящее время органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) на территории субъектов Российской Федерации. Указанными планами определяются приоритетность и последовательность привлечения сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - РСЧС).
В соответствии с пунктом 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий создаются территориальные подсистемы РСЧС.
На основании статьи 4 Федерального закона N 68-ФЗ РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, и функционирует в том числе на региональном уровне.
В этой связи формирование дополнительных сил и средств в целях реализации данного полномочия, возлагаемого на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, законопроектом не предусматривается.
При этом с учетом вышеуказанного полномочия и сформированного терминологического аппарата законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в части 5 и 6 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что статьей 4 Федерального закона N 69-ФЗ координация деятельности пожарной охраны возложена на МЧС России и данное полномочие уже реализуется на практике, законопроектом также устраняются внутренние противоречия между статьями 4 и 18 Федерального закона N 69-ФЗ.
Из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации исключается норма, предусматривающая оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и предусматривается, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится в том числе осуществление тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрены соответствующие изменения в части наделения органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по осуществлению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов, в том числе на межселенной территории, за границами городских и сельских населенных пунктов. Также законопроектом предусматриваются соответствующие изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В целях обеспечения утверждения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на соответствующий финансовый год в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований законопроектом предполагается вступление в силу положений, касающихся полномочий органов местного самоуправления по осуществлению первичных мер пожарной безопасности, с 1 января 2022 г.
Законопроектом предусматривается уточнение оснований для проведения внеплановых проверок органами государственного пожарного надзора в отношении органов местного самоуправления при введении органом государственной власти особого противопожарного режима. Указанные проверки будут проводиться только в отношении населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, перечень которых утверждается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Разработка и утверждение критериев определения населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, законопроектом возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, текст законопроекта размещался на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт regulation.gov.ru) с 5 июля по 1 августа 2019 г. для проведения его публичного обсуждения.
В соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, текст законопроекта размещался на официальном сайте regulation.gov.ru с 5 июля по 1 августа 2019 г. для проведения независимой антикоррупционной экспертизы (ID: 02/04/07-19/00092867). Замечаний и предложений по итогам публичного обсуждения и заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не поступало.
Законопроект в установленном порядке прошел необходимые процедуры согласования с заинтересованными органами государственной власти, правовую и антикоррупционную экспертизы в Минюсте России. В законопроекте коррупциогенные факторы не выявлены.
Законопроект поддержан Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации.
Согласно заключению Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия, в законопроекте не выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также приводящие к возникновению необоснованных расходов указанных лиц и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых будет осуществляться в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Осуществление мероприятий по реализации законопроекта не относится к сфере реализации каких-либо государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на выполнение соответствующих задач органами государственной власти и органами местного самоуправления, и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности"
Подпунктом "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 198 "О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края" (далее - Указ) определена необходимость отнесения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов к вопросам местного значения муниципальных районов.
По информации, содержащейся в сводах реестров расходных обязательств муниципальных образований, представленной финансовыми органами субъектов Российской Федерации, объем расходных обязательств, связанных с реализацией в 2018 году полномочий органов местного самоуправления сельских, городских поселений и внутригородских районов (без учета территорий городов федерального значения) по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, составил 2,6 млрд. рублей (в том числе городских поселений - 0,2 млрд. рублей, сельских поселений - 2,4 млрд. рублей, внутригородских районов - 0,0006 млрд. рублей).
Таким образом, объем расходных полномочий в границах муниципальных районов, в том числе на межселенной территории, может составить 2,6 млрд. рублей.
При этом объем расходных обязательств, связанных с реализацией первичных мер пожарной безопасности, может быть компенсирован в рамках реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), с учетом изменений, взнесённых федеральными законами от 15 апреля 2019 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" и от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений".
Так, с 1 января 2020 г. суммы штрафов, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, в том числе в лесах, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Сумма штрафов, взысканная за нарушения требований пожарной безопасности в лесах, составила более 0,3 млрд. рублей. Указанная сумма с 1 января 2020 г. в полном объеме поступает в бюджет субъектов Российской Федерации.
Кроме того, с 1 января 2020 г. суммы штрафов, установленных КоАП РФ, в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены мировыми судьями зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и в бюджет муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением (по месту нахождения органа или должностного лица, принявших решение о наложении административного штрафа) в равных долях.
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 12-15 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписаний об устранении нарушений обязательных требований, в том числе пожарной безопасности, отнесено к компетенции судов.
Количество составленных протоколов, предусмотренных частями 1, 12-15 статьи 19.5 КоАП РФ, в 2019 году составило 14 522 в отношении юридических лиц и 23 866 в отношении физических лиц на общую сумму 2,5 млрд. рублей (2,2 млрд. и 0,3 млрд. рублей соответственно).
С учетом изменений в БК РФ денежные средства в размере 2,8 млрд. рублей, взысканные за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, а также за невыполнение в срок законных предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор, поступают в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, то есть по месту нахождения надзорного органа или должностного лица, принявших решение о наложении административного штрафа.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 58 БК РФ предусмотрено право устанавливать законом субъекта Российской Федерации единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований от денежных взысканий (штрафов), предусмотренных КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Таким образом, субъекты Российской Федерации имеют право установить единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований от денежных взысканий (штрафов), предусмотренных КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе в лесах, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ в бюджет субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного, наделение полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов, предусмотренных законопроектом, не требует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и будет решаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках межбюджетного регулирования на региональном уровне.
В целях обеспечения утверждения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на соответствующий финансовый год в рамках БК РФ, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований статьей 5 законопроекта предполагается вступление в силу его отдельных положений, касающихся наделения полномочиями по реализации мер пожарной безопасности органов местного самоуправления муниципальных районов, с 1 января 2022 г.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности" не потребуется признания утратившими силу, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем принятие Федерального закона потребует:
а) издание приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждающего критерии определения населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров. Головной исполнитель - МЧС России. Срок подготовки - в течение 6 месяцев с даты вступления Федерального закона в силу.
б) внесение изменений в ГОСТ Р 22.0.03-97 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения". Головной исполнитель - МЧС России. Срок подготовки - в течение 6 месяцев с даты вступления Федерального закона в силу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "ГОСТ Р 22.0.03-97" следует читать "ГОСТ Р 22.0.03-95"
в) внесение изменений в ГОСТ 17.6.1.01-83 "Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения". Головной исполнитель - МЧС России. Срок подготовки - в течение 6 месяцев с даты вступления Федерального закона в силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.