Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1022670-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлении бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 33 раздела I плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р.
Законопроектом предусматриваются меры по совершенствованию налогового администрирования, по уточнению отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), затрагивающих вопросы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, государственной пошлины, земельного налога, налога на имущество физических лиц и страховых взносов.
1. Изменения, касающиеся налогового администрирования.
Законопроектом предлагается:
внести в Кодекс корреспондирующие изменения в связи с Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" и Федеральным законом от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
внести изменение в статью 12 Кодекса с одновременным внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях определения полномочий представительных органов муниципальных округов по установлению местных налогов и сбора для формирования бюджетов муниципальных округов на 2021 - 2023 годы;
внести в Кодекс изменения, обеспечивающие возможность использования доверенности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя, или нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
внести в статью 48 Кодекса изменения, предусматривающие увеличение порогового значения суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов с 3 тысяч рублей до 10 тысяч рублей для обращения налоговых органов в суды с заявлением о взыскании указанных платежей с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
внести в статью 70 Кодекса изменения, предусматривающие установление единых для физических лиц и организаций условий направления требований об уплате недоимки и задолженности по пеням и штрафам в случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей;
дополнить статьи 78, 79, 176, 176.1, 203.1 Кодекса положениями о возврате сумм излишне уплаченных (излишне взысканных, подлежащих возмещению) налогов на счета, открытые в банках, информация об открытии которых была получена налоговыми органами в соответствии с пунктом 1.1 статьи 86 Кодекса, а также внесение в указанные статьи и статьи 46, 47, 63, 77 Кодекса корреспондирующих изменений в связи с Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в части сроков принятия налоговыми органами решений о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам и осуществления зачета сумм налогов, подлежащих возмещению, вне зависимости от вида налога;
внести изменения в Кодекс, устанавливающие общие правила, согласно которым проценты, начисленные налоговым органом на дату вынесения решения о возврате суммы излишне уплаченного платежа, подлежат уплате плательщику на основании такого решения без соответствующего заявления плательщика, а также предусматривающие дополнительные возможности внесения изменений в налоговые декларации (расчеты) без применения действующей процедуры, основанной на истребовании налоговыми органами у плательщиков пояснений и подтверждающих документов;
исключить из статьи 89 Кодекса положение об особенности принятия налоговыми органами решений о проведении выездных налоговых проверок в отношении организаций, получивших статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" либо участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с изменениями указанных федеральных законов;
дополнить статью 85 Кодекса положениями, устанавливающими обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации сообщать в ФНС России сведения о лицах, относящихся к ветеранам боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения;
внести в статью 102 Кодекса изменения, согласно которым в отношении поступивших от налоговых органов в федеральный орган исполнительной власти (иной орган государственной власти), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (иной государственный орган субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления сведений о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, составляющих налоговую тайну, распространяются режим запрета на разглашение таких сведений, требования к специальному режиму их хранения и доступа к ним, ответственность за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений.
2. Изменения, касающиеся исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
Законопроектом предлагается в целях предоставления права на применение налоговой ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов налогоплательщикам, реализующим иностранным покупателям товары в виде водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) произведенных из них товаров, а также права на налоговые вычеты, дополнить статью 147 Кодекса пунктом, согласно которому местом реализации данных товаров будет признаваться территория Российской Федерации, если в момент начала отгрузки и транспортировки указанные товары находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
3. Изменения, касающиеся исчисления и уплаты акцизов.
Законопроектом предусматривается установление обязанности по опубликованию сведений о свидетельствах о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом (операции с денатурированным этиловым спиртом) в электронно-цифровой форме в информационной системе общего пользования ФНС России.
4. Изменения, касающиеся исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Законопроектом предлагается уточнить перечень компенсационных и иных выплат, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), определить особенности освобождения от налогообложения НДФЛ доходов от продажи объектов недвижимого имущества, приобретенных по договорам, связанным с долевым строительством, освободить от налогообложения НДФЛ доходы в натуральной форме, возникающие при предоставлении во временное пользование жилых помещений и (или) питания работникам медицинских организаций, организаций социального обслуживания, если такие лица выполняют свои обязанности в изолированном режиме на период введения ограничительных мероприятий в связи с новой коронавирусной инфекцией.
5. Изменения, касающиеся вопросов об избежании двойного налогообложения.
Законопроектом предлагается:
определить порядок налогообложения доходов иностранных организаций - пайщиков от доверительного управления имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, по принадлежащим таким организациям инвестиционным паям пропорционально доле в праве общей собственности на имущество, составляющее такой фонд, приравняв данный вид дохода к дивидендам;
определить в качестве доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся не только к категориям рентных фондов и фондов недвижимости, а также к категориям комбинированных и иных фондов, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.
6. Изменения, касающиеся исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
Законопроектом предлагается:
уточнить правила применения нулевой ставки налога на прибыль организаций в отношении дивидендов, выплачиваемых российскими организациями иностранным компаниям, фактическое право на которые имеют организации - налоговые резиденты Российской Федерации;
уточнить правила формирования налоговой базы некоммерческих организаций с учетом проблем распределения ими расходов между уставной и платной деятельностью, а также уточняется перечень видов доходов, не подлежащих налогообложению;
уточнить порядок расчета показателя, используемого для определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях;
установить порядок формирования остаточной стоимости нематериальных активов по аналогии с порядком формирования остаточной стоимости основного средства;
установить порядок формирования резерва на выплату вознаграждения по итогам за год;
исключить положения, позволяющие обходить запрет на применение "нулевой" налоговой ставки по налогу на прибыль организаций к прибыли от реализации акций компаний, активы которых более чем на 50 процентов представлены недвижимостью в Российской Федерации.
наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы с целью предоставления регионам дополнительных возможностей по стимулированию инновационной деятельности.
7. Изменения, касающиеся уплаты государственной пошлины. Законопроектом предлагается:
установить государственную пошлину за выдачу лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) в связи с установлением нового вида деятельности, подлежащего лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
в целях стимулирования правообладателей объектов недвижимости к регистрации прав, возникших до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", предусматривается их освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией ранее возникших прав;
в целях снижения финансовой нагрузки на граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, предусматривается освобождение от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, приобретенные физическими лицами в связи с реализацией мер социальной поддержки взамен жилых помещений, утраченных ими вследствие чрезвычайной ситуации.
8. Предлагаемые изменения, касающиеся исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.
Законопроектом предлагается:
установить оценку стоимости драгоценных металлов исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии - в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации драгоценных камней без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на расходы налогоплательщика по их доставке.
установить обязанности для налогоплательщиков - участников региональных инвестиционных проектов по восстановлению неуплаченных сумм налога на добычу полезных ископаемых, не уплаченных в связи с применением пониженных налоговых ставок, в случае прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта по основаниям, предусмотренным Кодексом.
9. Изменения, касающиеся исчисления и уплаты имущественных налогов.
Законопроектом предлагается:
распространить беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по имущественным налогам на ветеранов боевых действий;
расширить перечень документов, передаваемых в налоговые органы физическими лицами через многофункциональные центы предоставления государственных и муниципальных услуг;
усовершенствовать процедуры рассмотрения налоговыми органами документов, полученных от налогоплательщиков - физических лиц и организаций;
установить порядок налогообложения уничтоженных транспортных средств, предусматривающего прекращение исчисления транспортного налога в отношении таких транспортных средств не с момента снятия транспортного средства с учета, ас 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было уничтожено;
определить порядок взаимодействия налоговых органов и уполномоченных органов в целях администрирования земельного налога в отношении земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
установить понижающий коэффициент, применяемый при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении вновь образованных объектов недвижимости.
10. Предлагаемые изменения, касающиеся исчисления и уплаты страховых взносов.
Законопроектом предлагается:
дополнить перечень периодов, за которые индивидуальные предприниматели не уплачивают за себя страховые взносы, периодами содержания их под стражей и отбывания наказания в местах лишения свободы;
синхронизировать перечень выплат, произведенных работодателем в пользу работников и не подлежащих обложению страховыми взносами, содержащийся в статье 422 Кодекса, с перечнем аналогичных выплат, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержащийся в статье 217 Кодекса.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не окажут влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации" не потребуют расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации" потребует изменения или принятия следующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
1) приказ Федеральной налоговой службы "Об утверждении формы уведомления о результатах рассмотрения налоговым органом сообщения о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами, и формы уведомления о результатах рассмотрения налоговым органом сообщения о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам".
Ответственный федеральный орган исполнительной власти ФНС России.
Срок принятия правового акта указанного федерального органа исполнительной власти - не позднее 1 сентября 2021 г.
2) приказ Федеральной налоговой службы "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 12 ноября 2019 г. N ММВ-7-21/567@ "Об утверждении формы и формата представления сведении о лицах, в отношении которых приняты решения о назначении пенсии, прекращении выплаты пенсии, о лицах, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 г., а также о лицах, сведения о которых внесены в федеральный реестр инвалидов, а также порядка заполнения указанной формы".
Ответственный федеральный орган исполнительной власти ФНС России.
Срок принятия правового акта указанного федерального органа исполнительной власти - не позднее 1 сентября 2021 г.
3) приказ Федеральной налоговой службы "Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу, порядка ее заполнения, формата представления заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу в электронной форме, формы уведомления о прекращении исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, формы сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - ФНС России.
Срок принятия правового акта указанного федерального органа исполнительной власти - не позднее 1 сентября 2021 г.
4) приказ Федеральной налоговой службы "Об утверждении формы уведомления о выявлении налоговым органом основания, по которому налоговая декларация по налогу на имущество организаций не может представляться в выбранный налогоплательщиком налоговый орган".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - ФНС России.
Срок принятия правового акта указанного федерального органа исполнительной власти - не позднее 1 сентября 2021 г.
5) приказ Федеральной налоговой службы "Об утверждении формы уведомления о результатах рассмотрения налоговым органом уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - ФНС России.
Срок принятия правового акта указанного федерального органа исполнительной власти - не позднее 1 сентября 2021 г.
6) приказ Федеральной налоговой службы "Об утверждении формы, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведений о кадастровых номерах земельных участков, которые предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и находящимся в их ведении органам и иным лицам и которые относятся к изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также к ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - ФНС России.
Срок принятия правового акта указанного федерального органа исполнительной власти - не позднее 1 сентября 2021 г.
7) приказ Федеральной налоговой службы "Об утверждении формы уведомления о результатах рассмотрения налоговым органом уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - ФНС России.
Срок принятия правового акта указанного федерального органа исполнительной власти - не позднее 1 сентября 2021 г.
8) приказ Федеральной налоговой службы "Об утверждении формы уведомления о прекращении исчисления налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, и формы сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - ФНС России.
Срок принятия правового акта указанного федерального органа исполнительной власти - не позднее 1 сентября 2021 г.
9) приказ Федеральной налоговой службы "О создании информационного ресурса "Информация о выданных, приостановленных, аннулированных свидетельствах о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - ФНС России.
Срок принятия правового акта указанного федерального органа исполнительной власти - 6 месяцев с момента принятия указанного проекта федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.