Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1022671-7 "О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Исходя из положений статей 419 и 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, признаваемые плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) и обязательное медицинское страхование (далее - ОМС).
При этом размер подлежащих уплате такими плательщиками страховых взносов на ОПС определяется исходя из величины их дохода за расчетный период в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса.
В частности, если величина дохода плательщика страховых взносов, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за расчетный период не превышает 300 000 рублей, то такой плательщик уплачивает страховые взносы на ОПС только в фиксированном размере (за расчетный период 2020 года - 32 448 рублей).
Если величина дохода плательщика страховых взносов, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за расчетный период превышает 300 000 рублей, то размер страховых взносов на ОПС определяется как сумма упомянутого фиксированного размера страховых взносов на ОПС и 1,0 процента суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Страховые взносы на ОМС уплачиваются упомянутыми плательщиками только в фиксированном размере (за расчетный период 2020 года - 8 426 рублей).
Учитывая действующую редакцию статьи 430 Налогового кодекса, которой установлены фиксированные размеры страховых взносов на ОПС и ОМС для расчетных периодов 2018, 2019 и 2020 годов, проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 430 Налогового кодекса, предусмотрев для указанных плательщиков фиксированные размеры страховых взносов на ОПС и ОМС для расчетных периодов 2021 - 2023 годов.
Фиксированные размеры страховых взносов на ОПС и ОМС за расчетный период 2021 года предлагается установить на уровне 2020 года.
Размер страховых взносов на ОПС с 2022 года устанавливается путем увеличения размера страховых взносов на темп роста среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций на основании данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленного Минэкономразвития России.
Учитывая изложенное, планируемый размер страховых взносов на ОПС для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составит:
в 2021 году - 32 448 рублей;
в 2022 году - 34 445 рублей;
в 2023 году - 36 723 рубля.
Размер страховых взносов на ОМС с 2022 года устанавливается путем увеличения размера страховых взносов на темп роста инфляции на основании данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленного Минэкономразвития России.
Планируемый размер страховых взносов на ОМС для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составит:
в 2021 году - 8 426 рублей;
в 2022 году - 8 766 рублей;
в 2023 году-9 119 рублей.
Кроме того, принимая во внимание, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы на ОПС и ОМС за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства также исходя из установленного фиксированного размера страховых взносов, то проектом федерального закона предусматривается внесение изменений и в пункт 2 статьи 430 Налогового кодекса, определяющей порядок исчисления размера платежа для главы крестьянского (фермерского) хозяйства также до 2023 года включительно.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не окажут влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" обеспечат поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование от плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты в пользу физических лиц и составят:
- в 2021 году - 178 881 299,9 тыс. рублей;
- в 2022 году - 187 061 818,6 тыс. рублей;
- в 2023 году - 199 205 575,9 тыс. рублей,
из них в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации:
- в 2021 году - 151 853 945,8 тыс. рублей;
- в 2022 году - 158 944 991,9 тыс. рублей;
- в 2023 году - 169 956 765,7 тыс. рублей,
в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования:
- в 2021 году - 27 027 354,1 тыс. рублей;
- в 2022 году - 28 116 826,7 тыс. рублей;
- в 2023 году - 29 248 810,2 тыс. рублей.
Предлагаемые размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование позволят для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, обеспечить пенсионные права к моменту наступления пенсионного возраста.
Предлагаемые размеры страховых взносов на обязательное медицинское страхование позволят обеспечить финансирование территориальных программ обязательного медицинского страхования и потребность населения в бесплатной медицинской помощи, повысив ее доступность и качество.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.