Пояснительная записка
по вопросу о ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях
Досье на проект федерального закона
Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, подписанный в г. Буэнос-Айресе 8 октября 2019 г. (далее - Протокол), призван создать организационно-правовые основы для взаимовыгодного сотрудничества между Договаривающимися Сторонами и профильными организациями обоих государств в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
Протокол подготовлен в связи с тенденцией к расширению сотрудничества Российской Федерации и Аргентинской Республики в области космической деятельности посредством запланированных к реализации совместных проектов, относящихся, в частности, к установке на территории Аргентинской Республики наземных станций ГЛОНАСС, оптико-электронного комплекса для предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве, а также осуществления пусковых услуг и совместного создания космической техники.
Для дальнейшего развития сотрудничества по указанным направлениям необходимо создание надлежащей организационно-правовой основы. Вступление Протокола в силу позволит обеспечить взаимовыгодное пакетное решение соответствующих вопросов.
Протоколом предусмотрены необходимые в практическом отношении принципы и нормы, требуемые для развития российско-аргентинского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства и практического применения космических систем и технологий в мирных целях. Они касаются, среди прочего, охраны прав интеллектуальной собственности, вопросов регулирования защиты и обмена информацией, сертификации конечного использования вывозимых (экспортируемых) охраняемых изделий и технологий и порядка должного обращения с ними на территории импортера (включая меры по обеспечению сохранности и безопасности таких объектов сотрудничества), взаимного отказа от предъявления требований об ответственности и о возмещении ущерба при осуществлении совместной деятельности.
Важное значение имеют зафиксированные в Протоколе обязательства в части, касающейся предоставления экспортируемым охраняемым изделиям и технологиям особого статуса, позволяющего вывести их из-под действия принудительных мер и, соответственно, любых форм и видов изъятий или исполнительного производства на территории импортирующего государства. Соответствующие положения Протокола по существу формируют иммунитет указанной категории товаров, однако понятие иммунитета в силу специфики законодательного регулирования в Аргентинской Республике в этом контексте не используется по формальным причинам. Тем не менее, аргентинские партнеры согласились без упоминания иммунитета как такового предусмотреть в Протоколе все вытекающие из него нормы обращения с охраняемыми изделиями.
Протокол в полной мере отвечает интересам Российской Федерации.
Сотрудничество с Аргентинской Республикой в области космоса позволит:
в условиях конкуренции на мировом рынке космических услуг продвигать соответствующие услуги, обладающие необходимой конкурентоспособностью;
обеспечить отечественным организациям ракетно-космической промышленности дополнительную загрузку производственных мощностей и повысить занятость их работников.
Финансирование расходов, связанных с выполнением обязательств, предусмотренных Протоколом, будет осуществляться Договаривающимися Сторонами через компетентные органы в рамках государственной политики в области исследования, освоения и использовании космического пространства в мирных целях и в соответствии с законодательством государств Договаривающихся Сторон, касающимся бюджетного регулирования.
Предусмотренная Протоколом совместная космическая деятельность будет осуществляться в том числе на коммерческой основе, что послужит привлечению дополнительных внебюджетных средств в отечественную ракетно-космическую промышленность. При этом конкретные условия и финансовые обязательства, относящиеся к программам и проектам сотрудничества, будут определяться в отдельных соглашениях (контрактах), заключаемых участниками совместной деятельности.
Протокол содержит правила иные, чем предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в космической сфере, в частности Федеральным законом от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности".
Так, согласно статье 13 проекта Протокола Договаривающиеся Стороны на взаимной основе отказываются от предъявления друг другу любых требований об ответственности и о возмещении ущерба, нанесенного имуществу в рамках осуществления совместной деятельности по Протоколу.
Помимо этого, в соответствии со статьей 9 проекта Протокола на территории Сторон соблюдается специальный режим для защиты ввезенных охраняемых изделий и технологий, который также включает в себя запрет на любые формы изъятий или исполнительного производства, а также любые иные принудительные меры, включая обращения взыскания на упомянутые категории товаров и их арест.
В связи с этим Протокол будет подлежать ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Иных оснований для ратификации Протокола, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и, в частности, статьей 15 упомянутого Федерального закона, не усматривается.
Выполнение положений Протокола относится к сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России". Принятие решения о ратификации Протокола не окажет отрицательного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях" (далее - законопроект) и проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении на ратификацию Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях" (далее - проект постановления) не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте и проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях"
Сотрудничество с Аргентинской Республикой в области космической деятельности будет содействовать поддержанию и активизации производственной деятельности российских организаций ракетно-космической промышленности, обеспечивая для них дополнительные заказы.
Реализация Протокола не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Соответствующие положения на этот счет сформулированы в статье 7 Протокола, предусматривающей, что по финансированию совместной деятельности Договаривающиеся Стороны и их участники совместной деятельности договариваются отдельно согласно действующему в их государствах законодательству, а по конкретным финансовым обязательствам в связи с теми или иными видами совместной деятельности в рамках дополнительных соглашений между участниками совместной деятельности Договаривающихся Сторон Договаривающиеся Стороны ответственности не несут. Предусматривается возможность заключения при необходимости соглашений по конкретным программам и проектам непосредственно между Договаривающимися Сторонами. На настоящий момент каких-либо соглашений, предполагающих дополнительные расходы федерального бюджета, не предусматривается.
Расходы, касающиеся деятельности должностных лиц, представляющих Правительство Российской Федерации и уполномоченные им органы, по сопровождению работ в части охраны российских технологий за рубежом будут осуществляться (если Правительство Российской Федерации в конкретном случае не примет иного решения в установленном порядке) по линии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти при том понимании, что расходы по командированию их представителей будут нести направляющие организации за счет и в пределах сметы расходов на их текущее содержание либо за счет сотрудничающих организаций (консигнаторов) по договоренности с ними.
Кроме того, условия финансирования сотрудничества в рамках реализации Протокола, заложенные в статье 7, позволят осуществлять участникам совместной деятельности взаимовыгодные программы и проекты, в том числе за счет собственных средств, что в свою очередь будет способствовать развитию научно-технического и производственного потенциалов российских организаций ракетно-космической промышленности.
Реализация Протокола отвечает интересам Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях"
Принятие проекта Федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях"
Принятие проекта Федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.