Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1021496-7 "О создании Дигорского межрайонного суда Республики Северная Осетия - Алания и об упразднении Дигорского и Ирафского районных судов Республики Северная Осетия - Алания и образовании постоянного судебного присутствия в составе Дигорского межрайонного суда Республики Северная Осетия - Алания"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О создании Дигорского межрайонного суда Республики Северная Осетия - Алания и об упразднении Дигорского и Ирафского районных судов Республики Северная Осетия - Алания и образовании постоянного судебного присутствия в составе Дигорского межрайонного суда Республики Северная Осетия - Алания" разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьями 1, 3, 32, 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
Принятие законопроекта направлено на совершенствование судебной системы Республики Северная Осетия - Алания и позволит привести систему районных судов Республики Северная Осетия - Алания в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.
Законопроект предусматривает упразднение малосоставных районных судов (со штатной численностью трое судей) и создание более крупного по численному составу судей межрайонного суда.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе: коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 211 частью четвертой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279, 281 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частями третьей - пятой, 132 частями третьей - пятой, 134 частями четвертой - шестой, 208 частью первой, 209, 210 частями первой, первой. 1, третьей и четвертой, 201.1, 211 частями первой - третьей, 227, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 281 частью первой, 295, 317, 353 - 358, 359 частями первой и второй, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В настоящее время на территории Республики Северная Осетия - Алания действуют Дигорский и Ирафский районные суды, штатная численность судей в которых составляет три единицы, что делает невозможным реализацию требования Конституции Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении дел коллегией из трех судей.
Анализ нагрузки судей указанных районных судов и перспективы роста населения районов свидетельствуют о том, что вводить дополнительные единицы судей в них нецелесообразно. Кроме того, увеличение штатной численности судей потребует изыскания дополнительных площадей для судов, повлечет дополнительные расходы на материально-техническое обеспечение судей и работников аппаратов судов.
Принятие предлагаемого законопроекта позволит перераспределить и более рационально использовать установленную федеральным законодательством численность судей и работников аппаратов судов, создать судебный район (Дигорский), охватывающий территории двух соседних муниципальных образований.
Из положений части 2 статьи 32 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия (часть 2 статьи 33 указанного Федерального конституционного закона).
Упразднение Дигорского и Ирафского районных судов Республики Северная Осетия - Алания с одновременной передачей вопросов, отнесенных к их ведению, в юрисдикцию Дигорского межрайонного суда Республики Северная Осетия - Алания не повлечет за собой ограничение деятельности по осуществлению правосудия, не возникнет оснований и для изменения границ судебных участков мировых судей Дигорского и Ирафского районов.
Предлагаемые в настоящем законопроекте изменения позволят равномерно распределить нагрузку по рассмотрению дел на федеральных судей, что, в конечном итоге, должно будет положительно отразиться на сроках рассмотрения дел.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О создании Дигорского межрайонного суда Республики Северная Осетия - Алания и об упразднении Дигорского и Ирафского районных судов Республики Северная Осетия - Алания и образовании постоянного судебного присутствия в составе Дигорского межрайонного суда Республики Северная Осетия - Алания"
Принятие Федерального закона "О создании Дигорского межрайонного суда Республики Северная Осетия - Алания и об упразднении Дигорского и Ирафского районных судов Республики Северная Осетия - Алания и образовании постоянного судебного присутствия в составе Дигорского межрайонного суда Республики Северная Осетия - Алания" предусматривает передачу полномочий по рассмотрению судебных дел в юрисдикцию Дигорского межрайонного суда Республики Северная Осетия - Алания, что повлечет за собой дополнительные расходы средств федерального бюджета.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Федерального закона, будет осуществлено за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание судов общей юрисдикции.
Согласно расчету Управления Судебного департамента в Республике Северная Осетия - Алания на указанные цели потребуется 62000 руб., в том числе:
на замену вывесок на зданиях судов - 16000 руб.;
на изготовление гербовых печатей - 18000 руб.;
на изготовление штампов - 15000 руб.;
на публикацию объявлений в средствах массовой информации - 5000 руб.;
на изготовление удостоверений гражданским служащим - 8000 руб.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О создании Дигорского межрайонного суда Республики Северная Осетия - Алания и об упразднении Дигорского и Ирафского районных судов Республики Северная Осетия - Алания и образовании постоянного судебного присутствия в составе Дигорского межрайонного суда Республики Северная Осетия - Алания"
Принятие Федерального закона "О создании Дигорского межрайонного суда Республики Северная Осетия - Алания и об упразднении Дигорского и Ирафского районных судов Республики Северная Осетия - Алания и образовании постоянного судебного присутствия в составе Дигорского межрайонного суда Республики Северная Осетия - Алания" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.