Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1021580-7 "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" направлен на установление с 1 января 2021 года минимального почасового уровня оплаты труда для исчисления оплаты труда работника при заключении с ним срочного трудового договора на условиях неполного рабочего времени.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции работодатели стараются избегать заключения трудовых договоров на неопределенный срок, поскольку при привлечении работника на временную работу они не несут обязательств, связанных с сокращением персонала, а интенсивность работы при таком режиме, как известно, выше.
При этом работодатель вправе исчислять оплату труда такого работника исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТа), устанавливаемого исходя из социального показателя - величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.
Учитывая, что величина прожиточного минимума трудоспособного населения крайне низка и не обеспечивает воспроизводства рабочей силы, а обеспечивает лишь уровень физиологического выживания человека, использование МРОТ, установленного с 1 января 2020 года в сумме 12 130 рублей в месяц, для исчисления оплаты труда при привлечении работника на временную работу на условиях неполного рабочего времени не позволит обеспечить ему нормальную жизнь в течение месяца.
Следует отметить, что МРОТ в России ниже, чем уровень минимальной заработной платы большинства европейских стран, в том числе таких, как Болгария, Албания и Украина.
По оценкам экспертов Международного бюро труда минимальный почасовой уровень оплаты труда должен составлять не менее 3 долларов в час. Например, в Германии, Испании, Словении, Хорватии этот уровень составляет от 18,7 до 5,0 евро. В соответствии с требованиями статьи 4 "Право на справедливое вознаграждение за труд" Европейской социальной хартии стороны, подписавшие хартию, должны признать право работников на вознаграждение за труд, которое позволит обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни.
В России часовая ставка исходя из МРОТ крайне низка и составляет в 2020 году от 89,85 руб. в мае до 65, 92 руб. в июле.
Намеренное снижение работодателем оплаты труда до предельно низких, допускаемых действующим законодательством ставок, установление псевдосокращенного рабочего дня, особенно в условиях эпидемии коронавирусной инфекции, с одной стороны, позволяет получать необоснованно высокую прибыль, а с другой стороны, избежать расходов на уплату НДФЛ и отчислений в социальные фонды. При этом часто основная часть заработной платы выплачивается в конвертах. В условиях роста уровня безработицы работник вынужден соглашаться с такими условиями.
В целях решения обозначенных выше проблем предлагается для исчисления оплаты труда работника при заключении с ним срочного трудового договора на условиях неполного рабочего времени установить с 1 января 2021 года минимальный почасовой уровень оплаты труда в сумме 150 рублей в час, который превышает уровень оплаты труда в месяц, исчисленный из МРОТ.
Законопроектом предусмотрена ежегодная индексация минимального почасового размера оплаты труда исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.
Принятие предлагаемого законопроекта позволит повысить доходы граждан нашей страны в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, а также станет одним из шагов в решении проблемы доведения уровня оплаты труда работающих граждан нашей страны до уровня оплаты труда, соответствующего соотношению стоимости труда и стоимости материальных ресурсов в стоимости произведенных товаров, работ и услуг для индустриально развитых стран.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" может потребовать с 2021 года дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Поскольку законопроектом предусматривается использование минимального почасового уровня оплаты труда для исчисления оплаты труда работника при заключении с ним срочного трудового договора только на условиях неполного рабочего времени, то дополнительные расходы могут возникнуть только при широком использовании работодателями сокращенного рабочего времени.
Источником исполнения новых видов расходных обязательств могут быть средства Фонда национального благосостояния.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" может потребовать внесения изменений в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.