Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1021899-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан в целях совершенствования мер, направленных на противодействие экстремизму и терроризму.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Вместе с тем действующие механизмы регулирования не позволяют оперативно принять меры по своевременному ограничению доступа и блокировке интернет-ресурсов экстремистской, в том числе террористической, направленности.
Согласно статье 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
В соответствии с частью 5 статьи 15.1 Федерального закона о защите информации одним из оснований для включения в единый Реестр сведений является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" информационные материалы признаются экстремистскими только федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.
Статья 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" содержит норму об обращении Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию, только в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности, но не всех материалов, обладающих признаками экстремистских.
Как правило, с момента обнаружения нежелательного контента в сети "Интернет" до вынесения судебного решения по ограничению доступа и блокировке интернет-ресурсов, распространяющих экстремистские материалы, проходит большое количество времени, что позволяет вербовщикам продолжать безнаказанно осуществлять противоправную деятельность и вовлекать новых участников в ряды экстремистских и террористических организаций, а равно планировать либо совершать преступления данной категории.
Кроме того, после блокировки в установленном порядке информации, признанной судом экстремистской, участниками террористических и экстремистских организаций в короткий промежуток времени создается новый контент, и их противоправная деятельность продолжается.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" в случае если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные данным Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи. В связи с этим проектом предлагается предусмотреть норму, согласно которой в случае если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные также законодательством в области информации и информационных технологий.
Проектом предлагается дополнить статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" положением, согласно которому одним из оснований для включения в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" соответствующих сведений также является решение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, принятое в соответствии с его компетенцией в отношении распространяемых посредством сети "Интернет" материалов, содержащих в соответствии с заключением эксперта, данном в ходе оперативно-розыскной деятельности, признаки экстремистских материалов.
Проектом предлагается наделить органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, полномочием по направлению в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведений (доменных имен и (или) указателей страниц сайтов, сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет") для включения в указанный реестр в отношении распространяемых посредством сети "Интернет" материалов, содержащих в соответствии с заключением эксперта, данном в ходе оперативно-розыскной деятельности, признаки экстремистских материалов.
Проект подготовлен на основе предложений правоохранительных органов, направлен на совершенствование механизма предотвращения и пресечения преступлений экстремистской и террористической направленности, устранение причин, препятствующих эффективному противодействию данным явлениям.
Председатель |
К. Толкачев |
Депутат |
Р. Ишсарин |
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не влечет расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившим силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.