Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается дополнить статью 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД) новой частью, предусматривающей наделение органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, полномочием направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения в отношении сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для включения их в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр). Направление таких сведений предполагается осуществлять в отношении материалов, содержащих в соответствии с заключением эксперта, данным в ходе оперативно-розыскной деятельности, признаки экстремистских материалов (далее - экстремистские материалы).
Также законопроектом предлагается статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) дополнить частью 5.1, предусматривающей, что основанием для включения в реестр необходимых сведений в отношении экстремистских материалов, является решение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Предусмотренное законопроектом изменение в статью 7 Закона об ОРД не является основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий и не соответствует предмету правового регулирования данной статьи.
Кроме того, Закон об ОРД также не предусматривает участие эксперта в оперативно-розыскных мероприятиях и подготовки им каких-либо заключений. В соответствии с законодательством Российской Федерации о судопроизводстве экспертиза - это процессуальное действие, включающее в себя проведение исследований и дачу заключения экспертом в рамках оказания содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, а заключение эксперта - письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом.
Наряду с этим в настоящее время включение интернет-ресурсов, распространяющих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется только на основании решения суда, что обеспечивает объективность и защиту конституционных прав граждан на свободное получение и распространение информации.
В связи с этим предлагаемый законопроектом альтернативный механизм предоставляет органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, дискреционные полномочия, не соразмерные степени угроз общественной безопасности, что создает предпосылки к нарушению конституционных прав граждан, а также не учитывает существующий внесудебный порядок ограничения доступа к информации, предусмотренный статьей 15 Закона об информации.
На основании изложенного Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 29 июля 2020 г. N 6652п-П10 "Заключение на проект федерального закона N 1021899-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан"
Текст письма опубликован не был