Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1022121-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Законопроект) разработан во исполнение подпункта "д" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития строительной отрасли от 16 апреля 2020 года (N Пр-699 от 22 апреля 2020 года) и пункта 4 раздела 2 протокола заседания Правительства Российской Федерации от 19 августа 2020 года N 31 в целях расширения перечня мер, направленных на ускоренную реализацию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - программы переселения), а также совершенствования механизма предоставления государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) финансовой поддержки на реализацию программ переселения.
Законопроектом предусмотрен ряд изменений в Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон о Фонде), обеспечивающих дополнительные возможности ускоренного финансирования программ переселения, в частности:
1) дополнение функций Фонда функцией по привлечению кредитных и иных заемных средств в целях предоставления субъектам Российской Федерации финансовой поддержки на ускоренную реализацию программ переселения.
Дополнительные имущественные взносы в Фонд в целях исполнения Фондом вышеуказанных функций могут использоваться на возврат привлеченных Фондом кредитных и иных заемных средств и уплату процентов за их использование и (или) на возмещение ранее понесенных Фондом расходов на возврат кредитных и иных заёмных средств и уплату процентов.
2) дополнение части 5 статьи 19 Федерального закона о Фонде положением, предусматривающим возможность предоставления Фондом за счет временно свободных средств финансовой поддержки, а также привлеченных Фондом кредитных и иных заемных средств сверх установленного для субъекта Российской Федерации лимита средств на текущий год, но в пределах увеличения лимита средств на переселение в предстоящие годы до 2024 года включительно, который рассчитан для этого субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации (далее - сверхлимитная финансовая поддержка). Законопроектом определяются особенности предоставления такой финансовой поддержки, в том числе особенности расчета суммы временно свободных средств, которые Фонд вправе использовать на предоставление субъектам Российской Федерации сверхлимитной финансовой поддержки. При этом порядок расчета такой суммы временно свободных средств, условия предоставления сверхлимитной финансовой поддержки будут установлены Фондом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства. Возврат сверхлимитной финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда, в случае ее неиспользования в установленные законопроектом сроки будет осуществляться в порядке, установленном Фондом;
Законопроектом предусмотрен ряд изменений в статью 16 Федерального закона о Фонде.
Вносятся изменения, уточняющие, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок определения минимального размера этапа программы, и что эти требования распространяются не только на этап текущего года, но и в том числе на этапы будущих лет, а также уточняется понятие "этап региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда".
Целью разделения программы на этапы и установления минимальных требований к размеру этапа программы является обеспечение соответствия общей площади расселяемого в рамках каждого этапа аварийного жилищного фонда сумме выделяемых в соответствующем году средств финансовой поддержки. В Законопроекте предусмотрено, что этапом программы является её часть, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году, начиная с 2019 года и до 2024 года включительно.
В случае досрочного завершения субъектом Российской Федерации расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, субъект Российской Федерации вправе подать заявку на предоставление финансовой поддержки в пределах остатка неиспользованного лимита для целей реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, в соответствии с главой 6.5 Федерального закона о Фонде. Дополнительные средства на реализацию таких программ Фондом, по общему правилу, не предоставляются. В этом случае этапом такой программы является её часть, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок.
Законопроектом вносятся изменения в часть 6 статьи 16 Федерального закона о Фонде, предусматривающие снятие ограничений на использование субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местного бюджета, полученных за счет иных источников, нежели средства Фонда. Данное изменение направлено на приведение части 6 статьи 16 Федерального закона о Фонде в соответствие с используемой в других статьях данного федерального закона терминологией, положениями пункта 12 части 1 статьи 14 и пункта 2 части 3 статьи 22 Федерального закона о Фонде, которые не предусматривают обязательного выделения средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств бюджетов муниципальных образований на долевое финансирование региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и контроль со стороны Фонда за использованием таких средств долевого финансирования.
Законопроектом признается утратившим силу условие предоставления финансовой поддержки, предусмотренное пунктом 9.11 части 1 статьи 14 Федерального закона о Фонде. Данная норма требует наличия в субъектах Российской Федерации комплекса мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства. Поскольку данное условие соблюдено всеми субъектами Российской Федерации, вышеуказанная норма, выполнила свою функцию и утратила актуальность.
Законопроектом признается также утратившим силу условие предоставления финансовой поддержки, предусмотренное пунктом 9.8 части 1 статьи 14 Федерального закона о Фонде, о наличии нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих реализацию на территориях муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, мероприятий, направленных на информирование населения о принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства и по вопросам развития общественного контроля в этой сфере.
Законопроектом также предусмотрена возможность предоставления земельных участков, на которых ранее размещались многоквартирные дома, расселенные за счет средств финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, под индивидуальное строительство, в собственность бесплатно в населенных пунктах, численность населения которых не превышает 30 тысяч человек:
- гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет;
- отдельным категориям граждан, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 13 части 1 статьи 14 Федерального закона о Фонде предусмотрены ограничения по целям использования земельных участков под расселёнными многоквартирными домами.
Указанное предоставление земельных участков, на которых ранее размещались многоквартирные дома, расселенные за счет средств финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, под индивидуальное строительство, позволит значительно увеличить объемы ввода индивидуального жилищного строительства и направлено на достижение задачи обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, поставленной Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Кроме того, законопроектом исключаются положения о полностью реализованных региональных адресных программах по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию которых осуществлялось до 31 декабря 2013 года, в том числе полномочия Фонда по их мониторингу и мерах реагирования на выявленные нарушения. Соответствующие изменения предусматриваются в пункт 5 части 2 статьи 4, пункт 9 части 4 статьи 12 Федерального закона о Фонде и т.д.
Перечень функций Фонда, закрепленный в части 2 статьи 4 Федерального закона о Фонде, уточняется обеспечением функционирования и развития информационной системы, в том числе в целях проведения мониторинга в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Цель указанного мониторинга - получение актуальной, полной и достоверной информации об объектах и процессах в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Потребность в законодательном закреплении данной функции связана с развитием информационных систем, поддерживаемых Фондом в целях реализации своих задач и функций как инструмента мониторинга реализации региональных адресных программ субъектов Российской Федерации по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, с повышением роли указанных информационных систем как источника актуальной информации о ходе реализации федерального проекта "Жилье", необходимой органам власти, организациям и гражданам, а также с необходимостью обеспечения проведения мониторинга в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При необходимости порядок мониторинга обеспечения функционирования жилищно-коммунального хозяйства с использованием информационной системы, а также состав и порядок использования информации, содержащейся в информационной системе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства. Обеспечение функционирования и развития информационной системы не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета и будет осуществляться за счет административно-хозяйственных средств Фонда.
В целях унификации порядка перечисления средств Фонда на реализацию региональных программ законопроектом исключается право субъекта Российской Федерации определять в качестве получателей средств Фонда муниципальные образования, закрепленное в части 3 статьи 20 Федерального закона о Фонде.
Законопроектом вносятся изменения в часть 3 статьи 23 Федерального закона о Фонде, согласно которым уплата субъектом Российской Федерации штрафных санкций, предусмотренных договором, заключенным между Фондом и субъектом Российской Федерации в соответствии со статьей 19 Федерального закона о Фонде, является самостоятельным основанием для возобновления предоставления Фондом финансовой поддержки.
Дополнение статьи 23.1 Федерального закона о Фонде частью 5.1 предоставит субъектам Российской Федерации право не возвращать в Фонд средства финансовой поддержки, предоставленные им на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе до 1 января 2019 года, и подлежащие возврату по основаниям, предусмотренным статьей 23.1 Федерального закона о Фонде, а использовать указанные средства на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, действие которых начинается после 1 января 2019 года. Условием реализации такого права является заключение таким субъектом Российской Федерации с Фондом соглашения, в котором он безотзывно отказывается от получения финансовой поддержки за счет средств Фонда, на которую такой субъект Российской Федерации мог бы в будущем претендовать исходя из рассчитанного для такого субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки, в пределах подлежащей возврату суммы. Фонд, в свою очередь, принимает решение об уменьшении лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, рассчитанного для данного субъекта Российской Федерации на сумму указанных средств. В случае если субъект Российской Федерации не возвращает подлежащую возврату сумму средств и не заключает вышеуказанное соглашение, Фонд по согласованию с Минстроем России принимает решение о прекращении обязательства субъекта Российской Федерации по возврату средств Фонда и уменьшении на эту сумму лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, рассчитанного для данного субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в статьи 17, 19, 20, 23 и 23.1 Федерального закона о Фонде вносятся изменения юридико-технического характера, в соответствии с которыми из данных статей исключаются отсылочные нормы к утратившим силу положениям данного закона.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации, реализация предлагаемых решений не окажет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта не повлечет за собой изменение установленных целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие законопроекта не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости их подготовки |
Срок подготовки |
Сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - головном исполнителе и соисполнителях по разработке проектов указанных актов |
1. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 г. N 278" |
Внесение изменений обусловлено изменениями, предусмотренными в положениях проектируемой части 2.1 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в редакции законопроекта |
В течение 3 месяцев с даты принятия законопроекта |
Минстрой России Минфин России Минэкономразвития России |
2. |
Приказ Минстроя России о порядке мониторинга обеспечения функционирования жилищно-коммунального хозяйства с использованием информационной системы, а также состав и порядок использования информации, содержащейся в информационной системе. |
Внесение изменений обусловлено изменениями, предусмотренными в положениях проектируемого пункта 5.2 части 2 статьи 4 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в редакции законопроекта |
В течение 2 месяцев с даты принятия законопроекта |
Минстрой России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.