Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 944923-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и статью 21 Федерального закона "О рекламе", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается определить правовой статус специализированных ярмарок винодельческой продукции с возможностью осуществления на них розничной продажи винодельческой продукции и безвозмездной раздачи образцов такой продукции для их дегустации.
В проекте Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) дополняется определениями понятий "специализированная ярмарка винодельческой продукции (специализированный раздел ярмарки пищевой промышленности и сопутствующих товаров)" и "дегустация винодельческой продукции на специализированных ярмарках винодельческой продукции".
Проектируемое понятие "специализированная ярмарка винодельческой продукции (специализированный раздел ярмарки пищевой промышленности и сопутствующих товаров)" определяется как соответствующее "торговое мероприятие", которое в Федеральном законе N 171-ФЗ и Федеральном законе от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ), на который в проекте делается ссылка, отсутствует. При этом в статье 17 Федерального закона N 381-ФЗ речь идет о мероприятиях, содействующих развитию торговой деятельности, предусматривающих, например, стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации и проведения в том числе ярмарок.
Из указанного проектируемого определения следует, что порядок организации соответствующего "торгового мероприятия" устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Данное положение следует соотнести с нормой части 1 статьи 11 Федерального закона N 381-ФЗ, предусматривающей, что в случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений данной статьи. В этой связи предлагает из проектируемого пункта 28 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ исключить слова "в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации" исключить, поскольку с учетом ссылки на Федеральный закон N 381-ФЗ установление порядка организации ярмарки относится к предмету указанного Закона.
Кроме того, согласно указанному проектируемому определению на соответствующем "мероприятии" осуществляются розничная продажа винодельческой продукции и безвозмездная раздача образцов такой продукции, в то время как из иных положений законопроекта следует, что при проведении специализированных ярмарок винодельческой продукции указанные действия могут осуществляться не только одновременно, но и по отдельности.
В отношении формулировки "законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" сообщаем, что в статье 3 Федерального закона N 171-ФЗ слова "Российской Федерации" отсутствуют.
Нуждаются в соотнесении проектируемое определение понятия "дегустация винодельческой продукции на специализированных ярмарках винодельческой продукции", в котором упоминается только потребление винодельческой продукции, и предлагаемое изменение в абзац первый пункта 7 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, в котором речь идет о "потреблении (распитии) винодельческой продукции...при проведении ее дегустации...".
Из содержания проектируемого пункта 2.1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ во взаимосвязи с действующей редакцией пункта 2 данной статьи можно сделать вывод о том, что розничная продажа винодельческой продукции при проведении специализированных ярмарок винодельческой продукции отделена от розничной продажи алкогольной продукции. В то же время из предлагаемых изменений в пункт 3, абзац первый пункта 7 и пункт 10 указанной статьи следует обратное. Кроме того, в абзаце первом пункта 3 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ с учетом предлагаемого изменения упоминается запрет на розничную продажу алкогольной продукции "и (или) безвозмездную раздачу образцов такой продукции для ее дегустации", что требует соотнесения с проектируемым пунктом 2.1 указанной статьи, в котором речь идет о розничной продаже винодельческой продукции и (или) безвозмездной раздаче образцов такой продукции для ее дегустации при проведении специализированных ярмарок винодельческой продукции. Замечания аналогичного характера относятся к проектируемому изменению в часть 4 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ), согласно которому из "рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции и или ее дегустацией" в соответствующем контексте исключаются "рекламные акции, осуществляемые в местах проведения специализированных ярмарок винодельческой продукции". В связи с этим следует учитывать определения понятий "алкогольная продукция" и "винодельческая продукция" и виды такой продукции.
В отношении проектируемого изменения в пункт 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ обращаем внимание, что понятия "производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и "оборот", предусмотренные подпунктами 15 и 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ, не включают в себя безвозмездную раздачу образцов винодельческой продукции для ее дегустации на специализированных ярмарках винодельческой продукции, в связи с чем полагаем необоснованным проектируемый абзац пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ, дополняющий перечень видов деятельности, не подлежащих лицензированию. Также нуждается в обосновании указанный в законопроекте перечень видов деятельности, наличие лицензии на осуществление одного из которых является основанием для признания проектируемого вида деятельности не подлежащим лицензированию.
Полагаем, что используемая в предлагаемой редакции нормы части 4 статьи 21 Федерального закона N 38-ФЗ формулировка "раздачей образцов алкогольной продукции и (или) ее дегустацией" нуждается в корректировке, учитывая проектируемое определение понятия "дегустация винодельческой продукции на специализированных ярмарках винодельческой продукции", из содержания которого следует, что она осуществляется при безвозмездной раздаче ее образцов. Кроме того, следует уточнить, к чему относится проектируемое исключение.
Более того, с учетом дополнения части 4 статьи 21 Федерального закона N 38-ФЗ условиями проведения дегустации ("с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, только в стационарных торговых местах (за исключением...") проведение дегустации, по сути, будет регулироваться Федеральным законом N 38-ФЗ, хотя дегустация исходя из проектируемых изменений в Федеральный закон N 171-ФЗ является потреблением винодельческой продукции, правовые основы ограничения которого относятся к предмету Федерального закона N 171-ФЗ.
Также отмечаем, что используемое в предлагаемой редакции нормы части 2.1 статьи 21 Федерального закона N 38-ФЗ понятие "специализированная ярмарка винодельческой продукции", исходя из проектируемого подпункта 28 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ, является сокращенным по отношению к понятию "специализированная ярмарка винодельческой продукции (специализированный раздел ярмарки пищевой промышленности и сопутствующих товаров)".
Дополнительно сообщаем, что что 14 июня 2018 года Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона N 377753-7 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе", которым в том числе предлагается внести в часть 2.1 указанной статьи изменение аналогичного характера.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.