Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 2 июля 2020 г. к решению Комитета N 199/4
"О проекте федерального закона N 948530-7 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части уточнения порядка применения кредитными организациями права на отказ в выполнении распоряжений клиентов в совершении операций) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 948530-7 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Законопроект направлен на уточнение положений законодательства о порядке применении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, права на отказ в выполнении распоряжений клиентов в совершении операций.
С этой целью соответствующие изменения вносятся в статью 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Положениями законопроекта предлагается:
- запретить организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, отказывать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица), по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- обязать организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в случае принятия решения об отказе от проведения операции, и кредитные организации в случае принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) или о расторжении договора банковского счета (вклада), информировать клиента о времени и причинах принятия соответствующего решения в срок не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия (сейчас причины принятия соответствующих решений сообщаются только по обращению клиента);
- обязать кредитные организации представить в уполномоченный орган в случае отмены судом ранее принятых решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) или решения о расторжении договора банковского счета (вклада), сведения о которых были представлены в уполномоченный орган, сведения о такой отмене в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом;
Комитет отмечает, что реализация проектируемых положений оптимизирует механизм применения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также будет способствовать защите интересов добросовестных клиентов таких организаций.
Поддерживая концепцию представленного законопроекта, Комитет полагает необходимым отметить следующее.
Проектируемым пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ определяется, что кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом (за исключением клиента - физического лица) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Вместе с тем, представляется что отсутствие законодательной возможности банку отказать клиенту - физическому лицу в заключении договора банковского счета (вклада) при наличии у банка достоверных сведений, свидетельствующих о высоком риске совершения клиентом операций в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма (в частности, нахождение лица в перечне лиц, в отношении которых имеются сведения об их экстремистской деятельности и финансированию терроризма), требует уточнения и дополнительного обоснования.
С учетом изложенного Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.