Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 962484-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона в целях "доступности государственной услуги по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества" предлагается передать ряд функций в указанной сфере федеральному государственному бюджетному учреждению (ФГБУ), подведомственному уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. В связи с этим обращаем внимание на необходимость четкого определения функций ФГБУ. Так, в проектируемой статье 3.1 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) предусматривается передача ФГБУ, в частности, полномочий по приему заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, а также выдаче документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Одновременно данные полномочия изымаются из компетенции органа регистрации прав (из части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ исключаются пункты 1 и 5). Что касается новых полномочий ФГБУ по осуществлению курьерской доставки документов, подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также по переводу документов реестровых дел в форму электронного документа или электронного образа документа, то неясно, почему соответствующие изменения не вносятся в часть 3 статьи 11 и в часть 19 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ, в которых эти полномочия сохраняются за органом регистрации прав (нуждается в корректировке и проектируемая часть 9 статьи 72 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно проектируемой редакции части 3 статьи 20 Федерального закона N 218-ФЗ ФГБУ осуществляет ведение электронного хранилища, однако данное полномочие не содержится в перечне его полномочий, который является исчерпывающим (часть 2 проектируемой редакции статьи 3.1 Федерального закона N 218-ФЗ).
С учетом того, что Федеральным законом N 218-ФЗ разрешено оказание ФГБУ платных услуг, а также того, что в силу его статьи 17 за государственную регистрацию прав, понимаемую как единый процесс с момента подачи документов на государственную регистрацию до момента выдачи документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации прав, взимается государственная пошлина, размер которой определен статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, требуется уточнить, какие именно из услуг, оказываемых ФГБУ (не входящие в комплекс услуг, предоставляемых при государственной регистрации права), будут платными. При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг, запрещается.
Из содержания части 6 проектируемой статьи 3.1 следует, что доход от осуществления деятельности ФГБУ поступает в его распоряжение. В связи с этим отмечаем, что в соответствии со статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения поступают не только доходы, полученные от его деятельности, но и приобретенное за счет этих доходов имущество.
В проектируемом пункте 12 части 1 статьи 10 Федерального закона N 218-ФЗ, регулирующей отношения по ведению реестра границ территорий, следует учесть, что предельные параметры разрешенного строительства устанавливаются не только градостроительным регламентом, но и положением об особо охраняемой природной территории (статья 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").
Согласно проектируемому пункту 4.5 части 1 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению лица, уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с этим отмечаем, что с заявлением о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, входящие в силу закона в состав общего имущества собственников недвижимости или приобретенные ими в качестве общего имущества (имущества общего пользования), и (или) о государственном кадастровом учете таких объектов недвижимости от имени указанных лиц обращается представитель, уполномоченный на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества собственников недвижимости или решением общего собрания собственников недвижимости (в случае, если в соответствии с законом допускается принятие такого решения собранием собственников недвижимости).
Положение проектируемой части 7 статьи 30 Федерального закона N 218-ФЗ в части перечня форм заявлений (их содержания) не соотносится с частями 3 и 4 указанной статьи, в которых речь идет только о заявлениях о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно проектируемой части 8 статьи 72 Федерального закона N 218-ФЗ органы исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя одновременно с переданными им полномочиями, указанными в "части 3 статьи 3, пунктами 1, 2 и 4 части 2 статьи 3.1 настоящего Федерального закона" осуществляют прием и возврат заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; выдачу документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; предоставление сведений, а также аналитической информации, полученной на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Обращаем внимание, что данные полномочия уже указаны в "части 3 статьи 3, пунктах 1, 2 и 4 части 2 статьи 3.1 настоящего Федерального закона".
Проектом вносится изменение в Федеральный закон N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которому государственный кадастровый учет образованного земельного участка осуществляется на основании заявления уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа. Данное положение не согласуется с действующей нормой части 4 статьи 16 указанного Федерального закона, в соответствии с которой только органы государственной власти или органы местного самоуправления могут обращаться с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав.
В части 6 статьи 11 проекта устанавливается, что "на основании вступившего в законную силу судебного решения о разделе индивидуального жилого дома, осуществляется государственный кадастровый учет здания с назначением "жилой дом" или жилое строение", наименованием "блок жилого дома". Отмечаем, что в Жилищном кодексе Российской Федерации не используется понятие "блок жилого дома", а такая часть жилого помещения определена как "часть жилого дома". Следует также учитывать, что не все жилые дома могут быть отнесены к жилым домам блокированной застройки.
В проектируемой редакции пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ предлагается заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представлять в орган регистрации прав посредством "порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации на основании заключенных органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом регистрации прав соглашений о взаимодействии". Данная редакция требует согласования с Федеральным законом N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в котором используется понятие "портал государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации", а под соглашениями о взаимодействии понимаются "соглашения, заключенные между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги".
В проектируемой части восьмой статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" следует вести речь о включении в соответствующие перечни и об исключении из этих перечней не только лиц, но и организаций.
В новой редакции части 3 статьи 8, пункта 25 части 5 статьи 8, пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 218-ФЗ обращаем внимание, что проектом федерального закона N 933979-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости" в данные структурные единицы вносятся иные изменения, а в проектируемые редакции частей 1 и 4 статьи 3, части 3 статьи 5, части 2 статьи 12, частей 1.1, 13, 13.1 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ проектом федерального закона N 562934-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" вносятся иные или аналогичные изменения.
Юридико-технические замечания переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.