Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 962484-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав"
(о совершенствовании системы государственной регистрации недвижимости), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 22.06.2020 года (выписка из протокола N 271, п. 94) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального N 962484-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав" (о совершенствовании системы государственной регистрации недвижимости), внесенный Правительством Российской Федерации, (далее - законопроект) в части своей компетенции.
Законопроект направлен на системное изменение регулирования в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости.
В целях повышения качества и доступности государственной услуги по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав законопроектом предлагается закрепить полномочия федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного органу регистрации прав и осуществляющего полномочия в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.
Законопроектом предлагается уточнить сведения, которые вносятся в кадастр недвижимости, а именно вид жилого помещения (квартира или комната), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме.
Если объектом недвижимости является здание, предлагается установить его назначение как нежилое, многоквартирный дом, жилой дом, садовый дом, в качестве дополнительных сведений, которые вносятся в кадастр недвижимости.
Указанные предложения законопроекта соответствуют действующим нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, направлены на согласование применяемой в Жилищном кодексе Российской Федерации терминологии и вносит ясность в нормативное регулирование жилищных отношений, складывающихся в зависимости от вида жилого помещения.
Комитет поддерживает положение законопроекта о внесении в качестве дополнительных сведений в кадастр недвижимости сведений о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд, что позволит информировать граждан, выразивших намерение приобрести жилое помещение в многоквартирном доме, о возможных последствиях такого приобретения. В частности, при указанном изъятии в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции приобретение гражданами жилых помещений в этих многоквартирных домах может повлечь для них наступление неблагоприятных последствий, поскольку выплачиваемый размер возмещения при их переселении может оказаться ниже стоимости указанного приобретения в соответствии с частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Однако представляется, что помимо указанных сведений в кадастре недвижимости также должны отражаться сведения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, поскольку уже на этой стадии для приобретателей жилых помещений могут возникнуть определенные проблемы (необходимость участия и принятия решения о сносе многоквартирного дома, небезопасные условия проживания в многоквартирном доме и вытекающие из этого последствия в виде принятия решения об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и соответственно изъятия всех жилых помещений в нем).
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 945109-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости", которым предлагается вносить сведения о признании многоквартирного дома аварийным в Единый государственный реестр недвижимости.
Вносимыми изменениями уточняются основания и перечень лиц, по заявлениям которых осуществляются кадастровый учет и государственная регистрации прав. Так, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются:
1) по заявлению собственника помещения в многоквартирном доме (при осуществлении государственной регистрации доли в праве общей собственности);
2) лица, уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (при осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности всех собственников помещений в многоквартирном доме на объекты недвижимости, находящиеся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме).
Законопроектом предусматривается, что при осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах, без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, на которых возложена обязанность по образованию земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах. А, если государственный кадастровый учет осуществляется в связи с изменением основных характеристик земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, изменением сведений о местоположении многоквартирного дома на земельном участке или сведений о помещениях, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, то этот государственный учет осуществляется по заявлению лица, уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Данные положения законопроекта вносят ясность в регулирование отношений по осуществлению государственной регистрации права на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, что, безусловно, заслуживает внимания.
Законопроектом уточняется, что при государственной регистрации права собственности на первое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем (без указания в Едином государственном реестре недвижимости имен (наименований) собственников помещений в многоквартирном доме и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности).
При государственной регистрации права собственности на квартиру орган регистрации прав одновременно снимает с государственного кадастрового учета комнаты в такой квартире без соответствующего заявления.
При внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о здании с видом разрешенного использования "общежитие" в кадастре недвижимости указывается назначение такого здания - "нежилое".
Законопроектом предлагается не ограничивать площадь машино-места максимальным размером, оставив требование к минимальному размеру. На данный момент его значение - 5,3 x 2,5 м.
Согласно изменениям, предлагаемым в часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" государственный кадастровый учет образованного земельного участка предлагается осуществлять на основании заявления уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа.
Законопроектом урегулирован вопрос осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации помещений в жилом доме (жилом строении), в случае, если права на такое помещение были зарегистрированы до 1 января 2017 г., а также в случае если такое помещение является обособленным и изолированным и отвечает требованиям части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предъявляемым к блокам в жилых домах блокированной застройки.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 962484-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав" (о совершенствовании системы государственной регистрации недвижимости), внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.