Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 962484-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав"
(о совершенствовании системы государственной регистрации недвижимости),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 962484-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав" (о совершенствовании системы государственной регистрации недвижимости) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Представленным законопроектом предлагается внести комплексные изменения в 10 законодательных актов Российской Федерации (Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"; Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и др) в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества в связи со складывающейся правоприменительной практикой реализации положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Проектируемыми нормами законопроекта, предусматривается, среди прочего: сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве и внесение изменений в действующее законодательство, регулирующее порядок предоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и размер платы за их предоставление, исключающих спекулятивное увеличение стоимости таких сведений коммерческими организациями.
В целях повышения качества и доступности государственной услуги по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав полномочия федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного органу регистрации прав и осуществляющего полномочия в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета (далее - учреждение), прямо закрепляются в проектируемой статье 3.1 Федерального закона N 218-ФЗ).
Законопроектом также предлагается детализировать отношения между многофункциональными центрами, учреждением и Росреестром, связанные с приемом документов с целью осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в частности переводом принятых документов в бумажном виде в электронную форму. В частности, предусматривается возможность представления ряда заявлений (не связанных с переходом и ограничением прав) в форме электронного документа посредством личного кабинета правообладателя без подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью правообладателя, при этом идентификацию личности правообладателя предлагается осуществлять посредством Единой системы идентификации и аутентификации портала государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, проектируемые законопроектом изменения касаются, среди прочего:
уточнения полномочий органа регистрации прав, состава сведений ЕГРН (в том числе кадастра недвижимости, реестра границ);
уточнения оснований для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, уточнения перечня случаев, при которых государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно и по отдельности;
расширения перечня лиц, по заявлениям которых осуществляются государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав;
уточнения порядка представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и иных необходимых документов, в том числе в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, посредством выездного приема, личного кабинета;
уточнения состава сведений, представляемых в орган регистрации в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии со статьей 32 Федерального закона N 218-ФЗ;
уточнения порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН и др.
Законопроектом предусматривается также изменение процедуры внесения в ЕГРН сведений о решении об изъятии объекта недвижимости. Согласно предлагаемым изменениям указанные сведения предлагается вносить не в реестр прав на недвижимость, а в кадастр недвижимости ЕГРН, в виду того, что в соответствии со статьей 56.6 ЗК РФ принятие решения об изъятии для государственных или муниципальных нужд допускается в том числе в отношении образуемого земельного участка, применительно к которому отсутствуют зарегистрированные права, а также в отношении объектов недвижимости, права на которые являются ранее возникшими.
В целях развития электронного взаимодействия с органами государственной власти, а также увеличения доли государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, законопроектом устанавливается обязанность для органов государственной власти и местного самоуправления представлять документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в электронном виде, а также осуществлять удостоверение равнозначности электронного образа документа документу на бумажном носителе. Указанные положения предлагается осуществлять с отлагательным условием вступления.
Таким образом, законопроект продолжает направленность на развитие единой системы межведомственного электронного взаимодействия в сфере кадастрового учета и регистрации объектов недвижимости в России.
В рамках ведения Комитета отмечается следующее.
Изменения, вносимые законопроектом в пункт 2 части 1 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ предусматривают предоставление заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документы в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - среди прочего, посредством "порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации на основании заключенных органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом регистрации прав соглашений о взаимодействии, официального сайта, в том числе посредством использования сервиса "Личный кабинет", размещенного на официальном сайте и обеспечивающего хранение ранее направленных в орган регистрации прав заявлений и прилагаемых к ним документов".
Формат документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в электронной форме, установлен в статье 32 Федерального закона N 218-ФЗ.
Вместе с тем, представляется необходимым учитывать и риски от столь масштабной цифровизации документов, а также необходимость усиления информационной безопасности программных систем и защиты баз данных, в рамках которых предполагается формирование и передачу такого объемного массива данных.
Дополнением, вносимым в пункт 4 части 13 статьи 62 Федерального закона N 218-ФЗ, регулирующего порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, расширяется круг получателей указанных сведений посредством добавления должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных решениями руководителей этих органов для осуществления полномочий указанных органов в установленной сфере деятельности, в том числе для оказания государственных или муниципальных услуг.
Проектируемой частью 2.1 статьи 19 Федерального закона N 218-ФЗ вводится понятие "удостоверение равнозначности", означающее "подтверждение тождественности содержания подписанного должностным лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления и другой стороной сделки электронного образа документа содержанию документа на бумажном носителе, подписанного таким должностным лицом и другой стороной сделки".
Проектируемыми положениями указанной части 2.1 статьи 19 Федерального закона N 218-ФЗ определяется также, что "Изготовленный должностным лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления электронный образ документа имеет ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе. Изготовление электронного образа документа для удостоверения его равнозначности документу на бумажном носителе производится без взимания платы с другой стороны сделки и осуществляется путем подписания его квалифицированной электронной подписью должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления.".
Кроме того, согласно части 5 статьи 11 законопроекта органы государственной власти и органы местного самоуправления, выдавшие после дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, обязаны не позднее 1 января 2023 года направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете указанных объектов капитального строительства с такими разрешениями, обязательным приложением к которым являются технические планы введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства.
В связи с возрастающей технической нагрузкой на органы местного самоуправления и их должностных лиц в современных условиях развития системы местного самоуправления (нехватки квалифицированных кадров, финансовых средств, мотивационных стимулов и т.д.),в том числе с учетом формирования дефицита местных бюджет вследствие пандемии в первом полугодии 2020 года, представляется необходимым предусмотреть не только отлагательный срок вступления в силу отдельных норм законопроекта, но и соответствующее финансовое обеспечение своевременной и качественной реализации вышеуказанных полномочий.
На основе изложенного Комитет поддерживает законопроект с учетом изложенных предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.