Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 962484-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав"
(о совершенствовании системы государственной регистрации недвижимости)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагаются изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) и еще в девять федеральных законов, в том числе в Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", в целях совершенствования механизма государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества.
В частности, за федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") закрепляются новые полномочия в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а именно: прием и возврат заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; осуществление выездного приема заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов и курьерская доставка документов, подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; предоставление сведений и аналитической информации, полученной на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН); осуществление кадастрового деления территории Российской Федерации (по согласованию с органом регистрации прав) и др.
Кроме того, ФГБУ "ФКП Росреестра" наделяется правом:
1) в случаях, установленных Правительством РФ, осуществлять подготовку документов, необходимых для внесения сведений в реестр границ (о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, и др.);
2) на основании решения регистрирующего органа - осуществлять определение координат земельных участков и их площадей в рамках исправления реестровых ошибок;
3) в случаях, установленных Правительством РФ - выполнять кадастровые работы.
Законопроектом предусматривается возможность осуществления государственной регистрации договора аренды части здания, сооружения без представления технического плана в отношении части такого здания или сооружения.
Законопроектом уточняются основания и перечень лиц, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (например, соответствующее право предоставляется кадастровому инженеру, который может действовать без доверенности на основании договора подряда), уточняются сроки осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а также уточняется порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН.
Законопроектом предусматривается, что в случаях, когда право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, то соответствующему органу предоставляется право подготовить скан-образ подписанного гражданином от руки документа, удостоверить его равнозначность и обратиться с заявлением о регистрации прав. В этом случае подписания документа электронной подписью гражданина не требуется.
Законопроект предусматривает продление до 2025 года срока действия положений частей 5 и 6 статьи 70 Федерального закона N 218-ФЗ, установивших особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на здания, сооружения и помещения, используемые Вооруженными Силами РФ, подведомственными Минобороны России организациями, а также органами Федеральной службы безопасности.
1. Законопроектом предложено значительное количество изменений, затрагивающих различные сферы правового регулирования. В этой связи положения законопроекта требуют корреляции с действующим законодательством. Например, с Жилищным кодексом РФ (в части перечня жилых помещений и т.п.), с Федеральным законом "О несостоятельности (банкортстве)" (в части положений о направлении судом в орган регистрации прав решения о признании должника банкротом) и др.
2. Кроме того, нормы законопроекта необходимо согласовать между собой. Например, законопроектом расширяется круг лиц, по заявлению которых государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно. В частности, предусматривается, что регистрация прав осуществляется на основании заявления принявшего наследство наследника физического лица, которому принадлежал прекратившее свое существование объект недвижимости - при государственной регистрации прекращения права на такой объект. Данное предложение требует доработки. В частности, до получения наследником свидетельства о праве на наследство неясно, на основании какого документа орган регистрации прав установит, что лицо является принявшим наследство наследником. При этом само свидетельство о праве на наследство является самостоятельным основанием для регистрации прав (п. 4 ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ).
Кроме того, изменениями в Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что договор подряда на выполнение кадастровых работ может содержать условие об обязанности кадастрового инженера представлять документы, подготовленные в результате выполнения кадастровых работ, в орган регистрации прав в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". При этом вопрос о необходимости наличия доверенности у кадастрового инженера прямо не урегулирован.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 962484-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.