Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 6 июля 2020 года (протокол N 272, пункт 116) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 972107-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (о совершенствовании правового регулирования виноградо-винодельческой отрасли), внесенный депутатом Государственной Думы К.М. Бахаревым.
Законопроектом предлагается внести существенные изменения в Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о виноградарстве), которые в целом направлены на совершенствование установленного указанным Федеральным законом правового регулирования винодельческой и виноградарской деятельности.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 1 законопроекта предлагается внести ряд изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона о виноградарстве, устанавливающие соответственно полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области виноградарства и виноделия. При этом статья 8 Федерального закона о виноградарстве излагается в новой редакции, согласно которой органы местного самоуправления наделяются целым рядом конкретных полномочий в области виноградарства и виноделия. В отличие от действующей в настоящее время редакции, устанавливающей лишь возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области виноградарства и виноделия в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
При этом, по мнению Комитета, необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 4 Федерального закона о виноградарстве одним из основных принципов государственной политики в области виноградарства и виноделия является значимость и неразрывная связь виноградарства и виноделия в структуре российского сельского хозяйства.
Также следует отметить, что решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения (подпункт 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ). Указанные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городских и сельских поселений отнесено содействие в развитии сельскохозяйственного производства (пункт 28 части 1 и часть 3 статьи 14). Создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях отнесено к вопросам местного значения муниципальных районов (пункт 25 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципальных, городских округов также отнесено создание условий для развития сельскохозяйственного производства (пункт 33 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ). А создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия отнесено к вопросам местного значения муниципальных районов, муниципальных, городских округов и внутригородских районов (пункт 25 части 1 статьи 15, пункт 33 части 1 статьи 16 и пункт 11 части 1 статьи 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Кроме того, главой 5 Федерального закона о виноградарстве органам местного самоуправления и в настоящее время устанавливается достаточно обширная компетенция по муниципальной поддержке в области развития виноградарства и виноделия (статьи 33 - 35, 37 и 38). При этом ранее при рассмотрении проекта федерального закона N 815115-7 "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" Комитетом уже отмечалась необходимость соответствующей корректировки положений статьи 8 Федерального закона о виноградарстве и приведения ее в соответствие с положениями иных статей указанного федерального закона, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.
Тем самым, положения законопроекта в части определения компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по своему содержанию в целом соотносятся с положениями как Федеральных законов от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ и от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, так и Федерального закона о виноградарстве.
Однако следует отметить и тот факт, что законопроектом устанавливаются и новые полномочия в сфере виноградарства и виноделия, предполагается расширение существующих полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, что потребует выделения дополнительных денежных средств из бюджетов соответствующих уровней, тем самым устанавливаются новые расходные обязательства. При этом в соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации принимаемый закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств публично-правовых образований (в том числе муниципальных образований) по существующим видам расходных обязательств либо введение новых видов расходных обязательств, которые до этого не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Однако в рассматриваемом законопроекте указанные требования законодательства не учтены.
Кроме того, перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 статьи 26.3 или в порядке, предусмотренном пунктом 5 указанной статьи (пункт 4 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ). В связи с чем, по мнению Комитета, представляется целесообразным внесение корреспондирующих изменений в пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, так как в настоящее время полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области виноградарства и виноделия указанным федеральным законом не установлено.
Также следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. При этом в настоящее время сфера отношений в области виноградарства и виноделия не отнесена Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения.
Кроме того, Комитетом отмечается, что согласно проектируемым изменениям (пункт 2 статьи 1 законопроекта) предлагается признать утратившей силу часть 4 статьи 2 Федерального закона о виноградарстве, определяющей, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы о виноградарстве и виноделии, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Однако необходимо учитывать, что в соответствии с положениями иных статей Федерального закона о виноградарстве органы местного самоуправления издают муниципальные правовые акты в области виноградарства и виноделия. Так, условия и порядок оказания муниципальной поддержки в области развития виноградарства и виноделия устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации муниципальных программ по развитию виноградарства и виноделия (часть 2 статьи 33 Федерального закона о виноградарстве).
В связи с чем, по мнению Комитета, предлагаемое исключение части 4 статьи 2 Федерального закона о виноградарстве представляется нецелесообразным. Кроме того данное проектируемое изменение никак не обосновывается автором законопроекта в пояснительной записке.
Вместе с тем, по мнению Комитета, указанные предложения и замечания могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 972107-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (о совершенствовании правового регулирования виноградо-винодельческой отрасли) при условии существенной его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.