Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 972107-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (о совершенствовании правового регулирования виноградо-винодельческой отрасли), внесенный депутатом Государственной Думы К.М. Бахаревым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести существенные изменения в Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (далее - Закон о виноградарстве).
Согласно пояснительной записке Законопроектом предлагается включить в понятийный аппарат Закона о виноградарстве определения винных дистиллятов и спиртов, бренди, виноградной водки и российского коньяка (только из российского винограда), и их классификацию, распространить предусмотренные Законом требования к технологическим приемам, операциям и средствам на всю винодельческую продукцию с учетом особенностей, обусловленных технологией производства ее видов, уточнить переходные положения для введения нового правового регулирования при производстве как вина, так и иной винодельческой продукции.
Комитет по аграрным вопросам считает, что законопроект не соответствует целому ряду действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Евразийского экономического союза.
Так, например, понятийный аппарат, предлагаемый законопроектом нуждается в соотнесении с Техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции" (ТР ЕАЭС 047/2018) и Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Изменения законопроектом статьи 32 Закона о виноградарстве противоречат статьям 2 и 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", которые устанавливают, что не включенные в технические регламенты требования (в том числе требования к маркировке или этикеткам и правилам их нанесения) не могут носить обязательный характер.
Статьей 47 Закона о виноградарстве в редакции законопроекта запрещается производство и реализация фальсифицированной, недоброкачественной и контрафактной продукции виноградарства и виноделия, а также ввоз на территорию Российской Федерации такой продукции.
Указанное изменение не учитывает, что в связи с созданием Евразийского экономического союза любые решения государств - членов ЕАЭС должны реализовываться в условиях единого экономического пространства.
Следует отметить, что законопроект предусматривает создание Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России - обязательной саморегулируемой организации. Вместе с тем пояснительная записка не содержит каких либо обоснований предлагаемого регулирования.
Статьей 9 Закона о виноградарстве в редакции законопроекта предлагается наделить Федеральную саморегулируемую организацию виноградарей и виноделов России, в том числе полномочиями органов государственной власти Российской Федерации в области виноградарства и виноделия, в том числе по установлению и изменению границ виноградо-винодельческих зон, и (или) виноградо-винодельческих районов, и (или) виноградо-винодельческих терруаров.
Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Также следует отметить, что законопроектом предлагается пересмотреть полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области виноградарства и виноделия, существенно изменив статью 7 Закона о виноградарстве и изложив статью 8 в новой редакции.
Указанные полномочия касаются, в том числе и разработки и реализации мер по стимулированию развития виноградарства и виноделия, осуществляемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также по поддержке создания территориальных подразделений саморегулируемых организаций виноградарей и виноделов.
Вместе с тем финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит необходимых расчетов дополнительного финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что противоречит статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Также следует отметить, что предлагаемые изменения потребуют корректировки Федерального закона от 6 октября 2003 г.N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законопроектом исключаются из статьи 5 Закона N 468-ФЗ меры по стимулированию субъектов виноградарства и виноделия, использующих при посадке виноградных насаждений только посадочный материал виноградных растений отечественного производства. Вместе с тем не внесены корректирующие изменения в часть 2 статьи 34 Закона N 468-ФЗ, которой закреплена финансовая поддержка на приобретение посадочного материала только отечественного производства. Также в пояснительной записке не приведены доводы к предлагаемому изменению. Исключение указанного вида государственной поддержки нуждается в существенном обосновании о его нецелесообразности.
В связи с изложенным, Комитет по аграрным вопросам считает, что проект федерального закона N 972107-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (о совершенствовании правового регулирования виноградо-винодельческой отрасли), внесенный депутатом Государственной Думы К.М. Бахаревым, может быть поддержан только при условии учета указанных в заключении замечаний.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.