Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (далее - Комитет) рассмотрел в части вопросов ведения комитета проект федерального закона N 972107-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы К.М. Бахаревым.
Законопроект направлен на уточнение правовых, организационных, технологических и экономических основ в области виноградарства и виноделия, порядка осуществления государственной поддержки в данной области, полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, а также правового положения лиц, осуществляющих деятельность в области виноградарства и виноделия. Указанные правовые отношения регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 468-ФЗ), вступившим в силу 26 июня 2020 года.
Комитет обращает внимание на региональные особенности развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации и отмечает, что ряд проектируемых законопроектом норм направлен на устранение замечаний, отмеченных в заключении Комитета при обсуждении концепции проекта федерального закона N 815115-7 "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации".
Для обеспечения неразрывности правового регулирования виноградо-винодельческой отрасли России законопроектом предлагается включить в понятийный аппарат Федерального закона N 468-ФЗ определения винных дистиллятов и спиртов, бренди, виноградной водки и российского коньяка (только из российского винограда), и их классификацию, распространить предусмотренный Федеральным законом N 468-ФЗ режим защищенных наименований на всю винодельческую продукцию из российского винограда. Кроме того, предусматривается распространение установленных Федеральным законом N 468-ФЗ требований к технологическим приемам, операциям и средствам на всю винодельческую продукцию с учетом особенностей, обусловленных технологией производства ее видов.
Комитет обращал внимание, что классификация видов винодельческой продукции предусматривается Федеральным законом N 468-ФЗ только в отношении вин. Вместе с тем, например, основная доля переработки продукции виноградарства в Республике Дагестан приходится на коньячное производство. На данный регион приходится 90 процентов коньяка, производимого в Российской Федерации по технологии полного цикла. Коньячное производство является традиционной и одной из наиболее развитых и бюджетообразующих отраслей Республики Дагестан.
Отмечая примененный подход по установлению законом "норм прямого действия", Комитет поддерживает распространение действия статьи 18 Федерального закона N 468-ФЗ в отношении классификации отдельных видов коньячной продукции. Данная мера будет способствовать осуществлению эффективного государственного регулирования и контроля в целях обеспечения безопасности и качества коньячной продукции, противодействия ее нелегальному производству и обороту.
Предлагаемые законопроектом нормы позволяют также решить проблему отнесения вин, находящихся в Республике Крым на длительной выдержке, к вину России. Так под виноградом, выращенным на территории Российской Федерации, понимаются плоды виноградных насаждений, расположенных в границах Российской Федерации на дату вступления в силу Федерального закона "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации".
Также во многом согласуется с позицией комитета норма законопроекта, в соответствии с которой допускается ведение виноградарства и виноделия на землях, земельных участках в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах или на землях, земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, не признанных виноградопригодными землями.
Рассматриваемым законопроектом уточняются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области виноградарства и виноделия.
Предлагается новая редакция пункта 1 части 1 статьи 7, в соответствии с которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится разработка и реализация мер по стимулированию развития виноградарства и виноделия, осуществляемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральным законом N 468-ФЗ конкретизируется перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области виноградарства и виноделия в развитие положений подпункта 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ. Таким образом уточнение источника финансирования полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации в Федеральном законе N 468-ФЗ представляется излишним.
Принципиальным является уточнение законопроектом полномочий органов местного самоуправления в области виноградарства и виноделия.
В соответствии с действующей редакцией Федерального закона N 468-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области развития виноградарства и виноделия в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ). Стоит отметить, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 5 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ).
Рассматриваемым законопроектом закрепляются полномочия органов местного самоуправления, осуществляемые за счет средств местных бюджетов. В их числе оказание субъектам виноградарства и виноделия финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, поддержки осуществления научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической, инновационной и образовательной деятельности в области виноградарства и виноделия, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников субъектов виноградарства и виноделия, в области развития виноградных насаждений.
Федеральным законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесено содействие в развитии сельскохозяйственного производства. В этой связи конкретизацию в Федеральном законе N 468-ФЗ полномочий органов местного самоуправления в развитие норм Федерального закона N 131-ФЗ, по мнению комитета, следует соотнести (в случае увеличения расходного обязательства) с положениями статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации и финансовой обеспеченностью местных бюджетов.
Рассматриваемым законопроектом предусматривается передача целого ряда определенных Федеральным законом N 468-ФЗ функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России. Функционал саморегулируемых организаций, закрепленный в Федеральном законе от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" может сказаться эффективным образом на развитии виноградарства и виноделия. Вместе с тем, Комитет отмечает, что проектируемые в указанной части нормы законопроекта могут быть поддержаны только с учетом мнения профильных комитетов Государственной Думы.
С учетом изложенных замечаний Комитет поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.