Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1013566-7 "О ратификации Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза"
Досье на проект федерального закона
В г. Москве 3 февраля 2020 г. подписан Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза (далее - Договор), регулирующий отношения, связанные с правовой охраной и использованием товарных знаков и наименований места происхождения товаров Евразийского экономического союза (далее - Союз).
Договором предусмотрено, что товарный знак Союза - товарный знак, знак обслуживания Союза, представляющий собой обозначение, служащее для индивидуализации товаров, работ и (или) услуг и охраняемое одновременно на территориях всех государств-членов Союза.
Наименование места происхождения товара Союза - обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, или обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, охраняемые одновременно на территориях всех государств-членов Союза.
В соответствии с Договором правовая охрана использованием товарных знаков и наименований места происхождения товаров Союза будут действовать на всей территории Союза.
Договор предполагает возможность подачи заявки на регистрацию товарного знака или наименования места происхождения товара Союза в любое из национальных патентных ведомств, на основании которой после завершения необходимых процедур соответствующему обозначению предоставляется правовая охрана на территории каждого из государств - членов Союза.
Применение Договора приведет к сокращению временных и финансовых издержек на обеспечение правовой охраны товарных знаков и наименований мест происхождения товаров Союза, повышению правовой определенности для правообладателей в условиях Таможенного союза и единого экономического пространства государств - членов Союза, поможет стимулировать активность заявителей.
На основании подпунктов "а" и "д" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Договор подлежит ратификации, поскольку устанавливает иные правила, чем предусмотренные федеральным законодательством, а также юридическую обязательность решений о предоставлении правовой охраны товарного знака и наименования места происхождения товара Союза для Российской Федерации.
Проект федерального закона "О ратификации Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года" (далее - законопроект) не содержит положений об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или об обязательных требованиях, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация Договора потребует адаптации ведомственных информационных систем Роспатента к предусмотренным Договором общим процессам в рамках Союза. Указанную адаптацию планируется реализовать за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в рамках национальной программы "Цифровая экономика".
Участие Российской Федерации в Евразийской системе регистрации и правовой охраны товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров может повлечь снижение числа заявок на выдачу свидетельств на товарный знак, знак обслуживания и наименование мест происхождения товаров, которые подаются по национальной процедуре, что соответствующим образом скажется на объемах взимаемых Роспатентом пошлин за совершение юридически значимых действий.
Вместе с тем в соответствии со статьей 25 Договора пошлины за совершение юридически значимых действий при регистрации, правовой охране и использовании товарных знаков и наименований мест происхождения товаров Союза уплачиваются в национальные патентные ведомства государств - членов Союза. Виды таких юридически значимых действий, размеры и ставки пошлин утверждаются Советом Евразийской экономической комиссии и устанавливаются в государствах - членах Союза путем внесения изменений в их законодательство.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза"
Реализация Договора потребует адаптации ведомственных информационных систем Роспатента к предусмотренным Договором общим процессам в рамках Союза. Указанную адаптацию планируется реализовать за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в рамках национальной программы "Цифровая экономика".
Участие Российской Федерации в Евразийской системе регистрации и правовой охраны товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров может повлечь снижение числа заявок на выдачу свидетельств на товарный знак, знак обслуживания и наименование мест происхождения товаров, которые подаются по национальной процедуре, что соответствующим образом скажется на объемах взимаемых Роспатентом пошлин за совершение юридически значимых действий.
Вместе с тем в соответствии со статьей 25 Договора пошлины за совершение юридически значимых действий при регистрации, правовой охране и использовании товарных знаков и наименований мест происхождения товаров Союза уплачиваются в национальные патентные ведомства государств - членов Союза. Виды таких юридически значимых действий, размеры и ставки пошлин утверждаются Советом Евразийской экономической комиссии и устанавливаются в государствах - членах Союза путем внесения изменений в их законодательство.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О ратификации Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза"
Принятие проекта федерального закона "О ратификации Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О ратификации Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза"
Принятие проекта федерального закона "О ратификации Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.