Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1016994-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу статьи З46.35 и главы 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу статьи 346.35 и главы 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" разработан в целях снижения избыточного налогообложения путем отмены взимания транспортного налога в Российской Федерации.
Споры о несправедливости транспортного налога и необходимости его отмены идут в течение многих лет. Эксперты указывают на двойное налогообложение водителей транспортного средства, поскольку, заливая бензин, они платят акциз, а также раз в год обязаны платить транспортный налог. Главная несправедливость транспортного налога состоит в том, что он исчисляется в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, а не от срока его эксплуатации и других характеристик. В результате данный налог платят одинаково те, кто за рулем автомобиля ежедневно и те, кто использует его лишь изредка. Социальную напряженность среди водителей вызывает и то, что транспортный налог за бензиновый спорткар и за электромобиль той же мощности, не загрязняющий воздух, один и тот же.
Ранее планировалось, что транспортный налог будет упразднен при покрытии объемов платежей по нему акцизными сборами на нефтепродукты. Однако этого не произошло, несмотря на то, что в настоящее время объем акцизных сборов по стране значительно превышает аналогичный показатель по транспортному налогу. Следует отметить, что во многих странах транспортный налог включен в стоимость топлива.
Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации транспортный налог зачисляется в полном объеме в бюджеты субъектов Российской Федерации и наряду с акцизами на нефтепродукты является источником формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации. Регионам крайне сложно отменить данный налог, поскольку они будут автоматически лишены субсидий из федерального бюджета.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции некоторые субъекты отменили транспортный налог для наиболее пострадавших индивидуальных предпринимателей.
Полагаем, что в нынешних условиях резкого падения доходов отмена на федеральном уровне регионального транспортного налога является мерой необходимой и своевременной.
Законопроектом предлагается признать утратившими силу положения ряда статей части первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе главы 28, а также внести изменения в отдельные статьи части первой НК РФ, регулирующие вопросы транспортного налога.
Вступление в силу указанного законопроекта предполагается с 1 января 2021 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Принятие законопроекта повлечет необходимость внесения соответствующих изменений в статьи 56 и 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы транспортного налога.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу статьи З46.35 и главы 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу статьи З46.35 и главы 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" потребует дополнительных расходов федерального бюджета с 1 января 2021 года.
По оценке Счетной палаты Российской Федерации, отмена регионального транспортного налога приведет к возникновению ежегодно выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в размере не менее 160 млрд.рублей.
Источником выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и их дорожных фондов должны быть межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
Указанные средства должны быть учтены при подготовке проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу статьи З46.35 и главы 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу статьи 346.35 и главы 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений в статьи 56 и 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы транспортного налога.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.