Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1027491-7 "О внесении изменения в статью 34 Федерального закона "О карантине растений"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 24 и частью 5 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон о карантине растений) лабораторные исследования проб и (или) образцов ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукции до 1 января 2021 года проводятся за счет средств собственников подкарантинной продукции.
Следовательно, после 1 января 2021 года указанные исследования должны проводиться за счет средств бюджета Российской Федерации.
Одновременно, в соответствии с частью 8 статьи 26 Федерального закона "О карантине растений" лабораторные исследования в области карантина растений проводятся за счет средств собственника подкарантинной продукции.
Таким образом, отечественные товаропроизводители обязаны оплатить лабораторные исследования проб и (или) образцов подкарантинной продукции за свой счет, в том числе, при перемещении подкарантинной продукции в соседний регион, а иностранные товаропроизводители аналогичные лабораторные исследования при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации с 1 января 2021 года будут осуществлять за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Указанное регулирование является фактически формой государственной поддержки для иностранных производителей растительной продукции и способствует созданию неравных, неконкурентных условий для российских производителей аналогичной продукции и приведет к падению спроса на российскую продукцию на внутреннем рынке в виду высокой ценовой стоимости ее производства в России (используются при производстве зарубежные саженцы, луковицы и семена, пестициды и агрохимикаты, техника).
Также осуществление лабораторных исследований ввозимой в страну продукции за счет государства не отвечает общемировой практике организации проведения исследований ввозимой на территорию страны импортной продукции.
Так, в странах - членах Евразийского экономического союза, а также в Канаде, в странах - членах Европейского союза лабораторные исследования в области карантина растений на ввозимую подкарантинную продукцию проводятся за счет собственников этой продукции.
Ежегодно на территорию Российской Федерации поступает около 20 миллионов тонн подкарантинной продукции.
По экспертным оценкам на проведение лабораторных исследований в области карантина растений при ввозе такой продукции ежегодно потребуется выделение дополнительных средств из бюджета Российской Федерации в объеме почти 1 млрд. руб. (в 2021 году - 751 854,6 тыс. рублей, в 2022 году - 783 269,7 тыс. рублей).
Необходимо также отметить, что в случае отсутствия необходимых денежных (бюджетных) средств, исследовать" карантинные объекты, входящие Единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, станет невозможно, что приведет к неисполнению со стороны Российской Федерации международных обязательств.
Законопроектом предлагается продлить до 2023 года период, в который лабораторные исследования проб и (или) образцов ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукции проводятся за счет собственников такой продукции.
Следует отметить, что в соответствии с Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 (далее - Решение Комиссии Таможенного союза) в целях проверки соответствия ввозимой подкарантинной продукции единым карантинным фитосанитарным требованиям, предъявляемым к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам при ввозе осуществляется карантинный фитосанитарный контроль (надзор), в том числе с отбором образцов (проб) для проведения карантинной фитосанитарной экспертизы.
При этом, в соответствии с пунктом 3.11 Решения Комиссии Таможенного союза в случае если законодательством государства-члена предусмотрено взимание платы за осуществление отдельных контрольных мероприятий и (или) исследование образцов (проб) подкарантинной продукции, размер такой платы определяется тарифами, утвержденными в порядке, установленном законодательством государства-члена.
Также следует отметить, что в настоящее время принят Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о государственном и муниципальном контроле (надзоре), регулирующий отношения, связанные с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Изменение, предлагаемое законопроектом, не противоречит нормам указанного Закона, окончательно вступающего в силу с 1 января 2023 года.
Принятие законопроекта положительным образом повлияет на развитие национального сегмента российской экономики - аграрного сектора.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Федерального закона "О карантине растений"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Федерального закона "О карантине растений" не потребует дополнительного бюджетного финансирования.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Федерального закона "О карантине растений"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Федерального закона "О карантине растений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.