Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1031221-7 "О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "а" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N Пр-81 по итогам встречи с представителями добровольческих (волонтерских) организаций, предусматривающего Правительству Российской Федерации принять меры по совершенствованию взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации, медицинских организаций и добровольческих (волонтерских) организаций, занимающихся поиском пропавших людей, в части, касающейся их поиска, установления личности пациентов, находящихся в медицинских организациях без сознания, страдающих потерей памяти, деменцией, и малолетних детей.
В настоящее время остро стоит вопрос организации розыска пропавших лиц, который осуществляют правоохранительные органы совместно с волонтерскими организациями. Одним из направлений розыска пропавших людей является проверка их местонахождения в медицинских организациях.
Установление в настоящее время фактического нахождения без вести пропавшего лица в медицинских организациях, кроме лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий, возможно только путем запроса сведений из медицинской организации, что влечет за собой многократное увеличение сроков розыска указанных лиц, привлечение значительных сил и средств для установления обстоятельств безвестного исчезновения лица, в том числе и возможного совершения преступления в отношении такого лица.
Успех розыска лиц, пропавших без вести, непосредственно связан с состоянием идентификационной деятельности.
По данным МВД России, в течение 2019 года в органы внутренних дел поступило 180 523 заявления о розыске без вести пропавших граждан, из них установлено местонахождение 163 328 лиц без заведения розыскного дела. В розыск объявлено 13 655 лиц. Всего с учетом прошлых лет в 2019 году разыскивалось 49 785 лиц, пропавших без вести. Количество неопознанных трупов, чья личность устанавливалась в течение 12 месяцев 2019 г., составило 15613.
В 2019 году устанавливалась личность более 300 граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе. В первом квартале 2020 года устанавливалась личность более 270 граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе.
Указанные данные свидетельствует о необходимости совершенствования механизмов информирования органов внутренних дел с целью своевременного установления местонахождения разыскиваемых лиц, в частности путем возложения обязанности на медицинские организации по предоставлению сведений о поступлении конкретных категорий пациентов, а также о случаях смерти пациентов, личность которых не установлена.
В то же время сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют в соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) врачебную тайну.
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 13 Федерального закона. К числу таких случаев, допускающих предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя, относятся в том числе информирование органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий.
Так, к обязанностям медицинских организаций отнесено информирование органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий (статья 79 Федерального закона).
Порядок информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. N 565н (далее - Порядок информирования).
В соответствии с Порядком информирования медицинские организации должны передавать в территориальные органы МВД России по месту нахождения медицинской организации сведения о поступлении (обращении) пациентов в случаях наличия у них определенных признаков причинения вреда здоровью в результате совершения противоправных действий. При этом такая обязанность соответствующего информирования не предусмотрена в случаях поступления пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иными причинам не может сообщить данные о своей личности, а также в случае смерти пациента, личность которого не установлена.
Таким образом, имеется необходимость законодательного закрепления правовых оснований для медицинских организаций сообщать сведения об указанных категориях лиц, личность которых не установлена. Законопроект разработан в целях создания таких правовых оснований.
Законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статьи 13 и 79 Федерального закона. При этом, имея в виду, что причины, по которым пациент оказывается неспособным сообщить данные о своей личности могут не ограничиваться потерей сознания, памяти или деменцией, в законопроекте используется формулировка "пациент, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности", уже применяемая в законодательстве Российской Федерации (в частности, в федеральных законах "О полиции", "О биомедицинских клеточных продуктах").
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" потребует издания приказа Минздрава России, предусматривающего внесение изменений в Порядок информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. N 565н.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - организация информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о госпитализации (поступлении) пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности, а также о случае смерти пациента, личность которого не установлена.
Срок подготовки: в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.