Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 973160-7 "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.51 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части регулирования отдельных положений патентной системы налогообложения)",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Целью рассматриваемого законопроекта, как указано в пояснительной записке к нему, является приведение видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст.
При этом установленный пунктом 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, значительно расширяется с 63 до 87 видов деятельности за счет разукрупнения действующего в настоящее время подпункта 21 пункта 2 указанной статьи Кодекса ("прочие услуги производственного характера").
Кроме того, законопроектом предлагается увеличить максимальный предел площади торгового зала для розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, а также зала обслуживания посетителей на объектах организации общественного питания с 50 до 150 квадратных метров. При этом в целях применения патентной системы налогообложения субъектам Российской Федерации предлагается предоставить право устанавливать ограничения по размеру площади торгового зала и (или) зала обслуживания посетителей объектов стационарной торговой сети и объектов организации общественного питания.
Комитет неоднократно выражал позицию относительно идеи расширения сферы применения патентной системы налогообложения, выражающуюся в распространении возможности применения патентной системы налогообложения в отношении всех видов предпринимательской деятельности, за исключением тех, в отношении которых Кодексом установлен прямой запрет на применение к ним указанного специального налогового режима (например, реализация подакцизной алкогольной продукции). При этом возможно рассмотреть вопрос о предоставлении субъектам Российской Федерации соответствующих полномочий по определению конкретного перечня видов деятельности для применения на своей территории.
Законопроектом также предлагается предоставить право налогоплательщикам, применяющим патентную систему налогообложения, уменьшать сумму налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на сумму расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности и сумму платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни, которые оплачиваются за счет средств работодателя.
Обращаем внимание, что подобная мера в качестве одной из дополнительных мер по стимулированию деятельности малого и среднего бизнеса заявлялась еще в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, в Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
Законопроектом устанавливается, что в случае, если индивидуальные предприниматели привлекают наемных работников, сумма налога не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50 процентов. Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшить сумму налога на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в размере, определенном в соответствии с пунктом 1 статьи 430 Кодекса, без каких-либо ограничений.
Следует обратить внимание, что реализация предлагаемой законодательной меры приведет к снижению поступлений от указанного налога в местные бюджеты, однако источники возмещения в прилагаемых к законопроекту материалах не указаны.
Комитет отмечает, что важной общенациональной задачей является укрепление финансовой самостоятельности регионов и муниципальных образований, обеспечение заинтересованности регионов в наращивании своего налогового потенциала. В этой связи неоднократно обсуждалась необходимость отказа от практики предоставления на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, такие решения, по мнению Комитета, должны приниматься только при условии предоставления региональным и местным бюджетам компенсации из федерального бюджета на весь срок действия вводимой льготы. В свою очередь, предоставление льгот на федеральном уровне по федеральным налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты, предлагается решать только путем применения правила "двух ключей", когда льготы, установленные на федеральном уровне, применяются на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с решением этого субъекта Российской Федерации об особенностях применения и размере таких льгот. Такой же подход представляется правильным распространить в случае предлагаемого предоставления права уменьшения сумм налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, применяющими патентную систему налогообложения, на суммы страховых взносов, в том числе уплачиваемых в фиксированном размере, а также с выплат работникам.
Что касается сути предлагаемых законопроектом в этой части изменений, то необходимо отметить следующее.
Комитет обращает внимание на наличие внутренних противоречий в проектируемом пункте 1.2 статьи 346.51 Кодекса. Так, согласно его положениям направление налогоплательщиком уведомления об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму страховых платежей (взносов) и пособий возможно как в случае, когда сумма налога, подлежащая уменьшению, уплачена налогоплательщиком, так и в случае, когда эта сумма не уплачена (абзацы 9 и 11). Вместе с тем, в абзаце 12 проектируемого пункта 1.2 указанной статьи Кодекса неуплата суммы налога, подлежащей уменьшению и указанной в вышеназванном уведомлении, рассматривается как основание для отказа налоговым органом в уменьшении.
В таком случае налогоплательщик должен уплатить налог в установленный срок без соответствующего уменьшения. При этом допускается повторное представление вышеуказанного уведомления, но если в этом уведомлении указана сумма уменьшения в размере большем, чем сумма налога, уплаченная налогоплательщиком, налоговый орган отказывает в уменьшении суммы налога в соответствующей части. Следует отметить, что такая ситуация возможна не только при подаче повторного, но и при подаче первоначального уведомления. Комитет также обращает внимание, что пункт 2 статьи 346.51 Кодекса не содержит конкретной даты для уплаты налога: если патент получен на срок до шести месяцев, полная сумма налога уплачивается в срок не позднее срока окончания действия патента, а в случае, если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года, одна треть налога уплачивается в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента, а две трети суммы налога уплачиваются в срок не позднее срока окончания действия патента. Уплата же страховых взносов производится по итогам каждого календарного месяца (пункт 1 статьи 431 Кодекса).
Таким образом, отсутствие в законопроекте сроков подачи налогоплательщиком уведомления об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму страховых платежей (взносов) и пособий, а также четких условий уменьшения суммы налога приведет к неопределенности правовых норм и повлечет за собой трудности в правоприменительной практике.
Законопроектом также предлагается не учитывать сумму страховых платежей (взносов) и пособий при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, если она была учтена при исчислении налогов, уплачиваемых в связи с применением иных режимов налогообложения. Представляется необходимым уточнить перечень "иных режимов налогообложения" и дополнительно проработать вопрос о целесообразности установления в таком случае аналогичной нормы для них.
К законопроекту также имеются замечания лингвистического и юридико-технического характера.
К законопроекту поступило 35 положительных отзывов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 1 отрицательный. За принятие законопроекта высказалось 53 исполнительных органа государственной власти субъектов Российской Федерации, против - 5.
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам принятие законопроекта в первом чтении поддерживает.
С учетом вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 973160-7 "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.51 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" при условии его доработки с учетом изложенных замечаний ко второму чтению.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.