Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 990129-7 "О внесении изменений в статью 25.13-1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования порядка налогообложения контролируемых иностранных компаний)",
внесенному депутатами Государственной Думы А.М. Макаровым, Л.Я. Симановским, В.М. Резником, Г.Я. Хором, А.А. Ремезковым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект предусматривает уточнение ряда норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), регламентирующих налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний (далее - КИК). Законопроектом предлагается:
1) уточнить определение эффективной ставки налогообложения прибыли КИК. В случае если контролирующее лицо КИК - российский налоговый резидент имеет фактическое право на дивиденды, то доход в виде дивидендов и соответствующая сумма налога, удержанные при их выплате, исключаются из расчета эффективной ставки налогообложения КИК;
2) уточнить понятия иностранной холдинговой (субхолдинговой) компании. Перечень доходов активной иностранной холдинговой (субхолдинговой) компаний, исключаемых из определения пассивных доходов для целей расчета 5% порога, дополнен следующими видами доходов:
- дивиденды от активных иностранных компаний и (или) активных иностранных субхолдинговых компаний;
- дивиденды от иностранных организаций, в отношении которых выполняются условия освобождения, предусмотренные подпунктами 1-3 и 5-8 статьи 25.13-1 Налогового кодекса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Вместо слов "подпунктами 1-3 и 5-8 статьи 25.13-1" следует читать "подпунктами 1-3 и 5-8 пункта 1 статьи 25.13-1"
Указанные выше доходы исключаются только при условии прямого участия этой иностранной холдинговой компании в выплачивающей дивиденды компании с долей участия не менее 50% в течение не менее 365 последовательных календарных дней (ограничение не распространяется на компании в ЕАЭС и участников проектов по добыче полезных ископаемых по соглашениям на условиях риска).
- доходы от реализации или иного выбытия акций (долей) активных иностранных компаний, активных иностранных субхолдинговых компаний и иностранных организаций, в отношении которых выполняются условия освобождения, предусмотренные подпунктами 1-3 и 5-8 статьи 25.13-1 Налогового кодекса;
- доходы, в отношении которых эффективная ставка налогообложения составляет не менее 75% ставки налога на прибыль организаций;
3) учитывать в общем порядке на основе финансовой отчетности КИК финансовые результаты от операций с производными финансовыми инструментами;
4) установить порядок определения расходов КИК при реализации (ином выбытии) долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг в соответствии с порядком (методом списания), предусмотренным соответствующей финансовой отчетностью КИК;
5) урегулировать порядок учета налога, исчисленного и (или) уплаченного КИК в иностранной юрисдикции после даты предоставления контролирующим лицом налоговой декларации в отношении прибыли КИК за соответствующий финансовый год.
Изменениями в статью 312 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае если положениями международного договора Российской Федерации установлен критерий минимальной суммы инвестиций, соблюдение данного критерия лицом, имеющим фактическое право на доход, определяется через сумму инвестиций прямого участника, скорректированную на долю участия в нем фактического получателя дохода. Аналогично соблюдение критерия о минимальном периоде владения предлагается определять исходя из периода прямого владения акционера (участника) акциями (долями) российской компании, выплачивающей доход, через которого реализовано участие фактического получателя дохода.
Также законопроектом предлагается предоставить налогоплательщику право уменьшать доходы от реализации имущественных прав (долей, паев) на величину вклада, внесенного в имущество дочерних организаций. Обосновывается предлагаемая инициатива тем, что по своей экономической природе вклад в имущество, так же, как и вклад в уставный капитал является одним из способов осуществления инвестиций, направленных на получение дивидендов.
Поправками в статью 286.1 Налогового кодекса уточняются положения об инвестиционном налоговом вычете с учетом правоприменительной практики. В частности, законопроектом предлагается установить право налогоплательщика переносить неиспользованный инвестиционный налоговый вычет, а также сумму уменьшения налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, на последующие налоговые периоды. Кроме того, уточняется, что не подлежат амортизации только те инвестиции в основные средства, в отношении которых был применен инвестиционный налоговый вычет.
Кроме того, средствами целевого финансирования предлагается признавать средства участников долевого строительства, привлекаемые застройщиками в счет уплаты цены договоров участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Законопроектом предлагается предусмотреть общий порядок принятия к вычету сумм входящего НДС - в момент предъявления налога продавцом, а не в момент сбора и представления в налоговые органы пакета документов, подтверждающих нулевую ставку, по товарам (работам, услугам) в области космической деятельности.
В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств законопроектом предлагается установить требование к раздельному учету средств Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", выделяемых целевым образом на реализацию государственных программ от доходов (расходов), получаемых этой организацией в рамках коммерческой деятельности.
Учитывая направленность законопроекта на совершенствование налогового законодательства, а также повышение деловой активности субъектов хозяйственной деятельности, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 990129-7 "О внесении изменений в статью 25.13-1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.