Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей
на проект федерального закона N 955469-7 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам национальностей (далее - Комитет) в соответствии с пунктом 62 протокола заседания Совета Государственной Думы от 26 мая 2020 года N 267, рассмотрел проект федерального закона N 955469-7 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает следующее.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта 4.1 пункта 4 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 2 октября 2019 г., утвержденного Президентом Российской Федерации 12 октября 2019 г. N Пр-2092.
Законопроектом предлагается установить, что квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее - иностранные граждане) разрешений на временное проживание в Российской Федерации распределяется соответствующими комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В настоящее время выдача иностранным гражданам разрешений на временное проживание осуществляется в пределах квоты, ежегодно устанавливаемой Правительством Российской Федерации, либо без ее учета в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Согласно названному Федеральному закону квота ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Однако порядок ее распределения в субъектах Российской Федерации не определен.
Комитет отмечает, что основную массу мигрантов, приезжающих работать в Россию, составляют молодые люди из стран постсоветского пространства. Как показывает практика, зачастую многие из прибывающих очень плохо знают русский язык либо не знают его вообще, также они не обладают элементарными знаниями отечественной истории и законодательства.
Как свидетельствует мировой опыт, наличие в обществе значительного количества иностранцев, которые не имеют возможности полноценно адаптироваться к культурным и социальным условиям страны пребывания, что невозможно без знания языка, хотя бы на базовом уровне, основ истории и законодательства Российской Федерации провоцирует напряженность в обществе и создает потенциальную угрозу межнациональному миру и согласию в стране.
Многие государства, длительное время принимающие мигрантов, законодательно закрепляют нормы, направленные на культурную и языковую адаптацию. Знание языка государства приема, основ истории и законодательства является условием комфортного пребывания мигрантов в государстве; правовой грамотности мигранта и возможности защиты его прав; полноценной социальной адаптации иностранного гражданина в принявшем его обществе; взаимопонимания мигрантов и местного населения, формирования толерантности в их взаимоотношениях; предотвращения возникновения этнических анклавов, и как следствия, напряженности; социальной стабильности и безопасности принимающего общества.
Предлагаемый законопроектом подход позволит распределять квоту среди иностранных граждан с учетом миграционной обстановки в субъекте Российской Федерации, наличия или отсутствия оснований для отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
Таким образом, субъектом Российской Федерации при рассмотрении комиссиями вопроса о выделении квот на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации будет учитываться реальная потребность региона, а также возможность материально-технической базы и наличие соответствующих специалистов, которые будут способствовать процессу полноценной адаптации и интеграции иностранных граждан к культурным, социальным и правовым условиям страны пребывания.
Законодательная инициатива соответствует Конституции Российской Федерации и нормативным правовым актам действующего законодательства Российской Федерации, а также не вызывает каких-либо разночтений с международными договорами Российской Федерации. В пояснительной записке к законопроекту содержится необходимая и мотивированная аргументация намечаемых изменений.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по делам национальностей поддерживает проект федерального закона N 955469-7 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Г. Газзаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.