Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 941887-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в части изменения порядка маркировки алкогольной продукции.
Проектом предлагается маркировать федеральными специальными марками алкогольную продукцию, как произведенную на территории Российской Федерации, так и ввозимую на территорию Российской Федерации. Учитывая, что для маркировки алкогольной продукции не будут использоваться акцизные марки, отмечаем, что потребуется внесение изменений в статьи 333.18 и 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 171.1 и 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в связи с унификацией порядка маркировки алкогольной продукции не во все положения Федерального закона N 171-ФЗ вносятся соответствующие изменения. В частности, упоминание акцизных марок остается в абзаце шестнадцатом пункта 2 статьи 8, подпункте 2 пункта 1 статьи 10.2, подпункте 4 пункта 1 и пункте 2 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ.
Отсутствие у заявителя лицензии на соответствующий вид лицензируемой деятельности, ее приостановление, аннулирование либо прекращение срока ее действия влечет и возврат заявления о выдаче федеральных специальных марок (пункт 9 проектируемой статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ) и основанием для отказа в выдаче федеральных специальных марок (пункт 10 указанной статьи). Полагаем, что в проектируемой норме имеется правовая неопределенность в части возможных последствий отсутствия у заявителя лицензии, следствием которого может быть различная правоприменительная практика.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 10 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ в проектируемой редакции отсутствие у заявителя по истечении двух месяцев со дня поступления заявления о выдаче федеральных специальных марок в федеральный орган исполнительной власти в собственности сырья для производства алкогольной продукции, зарегистрированного в единой государственной автоматизированной информационной системе в объеме, соответствующем количеству запрашиваемых федеральных специальных марок, является основанием для отказа в выдаче федеральных специальных марок. Пунктом 13 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ в проектируемой редакции предусмотрено, что в случае отказа в выдаче федеральных специальных марок изготовленные федеральные специальные марки подлежат возврату организации-изготовителю, которая в течение трех рабочих дней со дня принятия федеральным органом исполнительной власти решения об отказе возвращает заявителю денежные средства, уплаченные за изготовление федеральных специальных марок. С вышеприведенные проектируемыми положениями следует соотнести пункт 11 указанной статьи 12, предусматривающий, что в случае отсутствия у заявителя в собственности сырья, зафиксированного в единой государственной автоматизированной информационной системе, срок хранения изготовленных федеральных специальных марок на складе федерального органа исполнительной власти не может превышать один месяц со дня их поступления.
В изменениях в подпункт 4 пункта 3.2 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ уточняется, что не будет являться основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции передача федеральных специальных марок другому лицу, за исключением передачи федеральных специальных марок в целях их нанесения на алкогольную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации. Однако в проекте не вносится аналогичных изменений в абзац сорок седьмой пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, устанавливающий, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются передача федеральных специальных и акцизных марок другому лицу.
В пункте 11 статьи 1 проекта признается утратившим силу подпункт 2 пункта 4 статьи 24.1 Федерального закона N 171-ФЗ, предусматривающий, что к функциям саморегулируемой организации виноградарей и виноделов относится составление расчета потребности в федеральных специальных марках для членов такой саморегулируемой организации. Аналогичная функция саморегулируемой организации виноградарей и виноделов закреплена также в Федеральном законе от 27 декабря 2019 г. N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", изменения в который проектом не вносятся.
По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера. В частности, наименование проекта требует корректировки.
Изменения, предлагаемые в абзац четвертый пункта 3 статьи 9 и абзац сорок пятый пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ (абзац второй подпункта "б" пункта 4 и подпункт "а" пункта 13 статьи 1 проекта), в части оснащения железнодорожного подвижного состава специальными техническими средствами содержатся также в тексте проекта федерального закона N 953580-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", принятого Государственной Думы 12 мая 2020 года в первом чтении.
В соответствии со статьей 4 проекта ввоз в Российскую Федерацию алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, допускается до 31 декабря 2021 года, при этом к маркированной акцизными марками алкогольной продукции, ввезенной в Российскую Федерацию, применяются требования Федерального закона N 171-ФЗ в части маркировки в редакции, действующей на 31 декабря 2020 года. Данное положение следует соотнести со статьей 5 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой на территории Российской Федерации может находиться в обороте алкогольная продукцию, маркированная акцизными марками в соответствии с требованиями Федерального закона N 171-ФЗ в редакции, действовавшей до 29 декабря 2017 года.
Нормы статей 4 и 5 проекта, содержащие переходные положения, требуют уточнения, поскольку проектируемый федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, а нормы, предусматривающие изменения правового регулирования федеральных специальных марок, с 1 января 2021 года.
Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.