Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1005533-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2018 г. N СА-П13-8376.
Законопроектом предусмотрено внесение изменения в Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ), касающегося дополнения перечня субъектов официального статистического учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации официальный статистический учет отнесен к предмету ведения Российской Федерации и регулируется Федеральным законом N 282-ФЗ, что обуславливает его общественную и государственную значимость.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 282-ФЗ субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Росстат, иные министерства и ведомства, являющиеся субъектами официального статистического учета, формируют официальную статистическую информацию о социальных, экономических, демографических и других общественных процессах в Российской Федерации для представления Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти и местного самоуправления, а также другим пользователям в целях разработки прогнозов социально-экономического развития страны, подготовки аналитических материалов, принятия управленческих решении, ведения мониторингов реализации указов Президента Российской Федерации и государственных программ Российской Федерации, составления национальных счетов и пр.
Источниками формирования официальной статистической информации могут являться как первичные статистические данные, представляющие собой документированную информацию по формам федерального статистического наблюдения, получаемую от респондентов (или документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения), так и административные данные, получаемые федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством Российской Федерации.
Реализуя государственную политику в области социального обеспечения населения, но являясь самостоятельным финансово-кредитным учреждением, Пенсионный фонд Российской Федерации в настоящее время не имеет правовой основы являться субъектом официального статистического учета, обладая при этом уникальной информацией с учетом его сферы деятельности.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает организацию и ведение персонифицированного учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, Пенсионный фонд Российской Федерации располагает сведениями об объеме средств, направляемых на выплату гражданам государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и пр.
В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 674 "О формировании и ведении федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений" Пенсионный фонд Российской Федерации является оператором федерального реестра инвалидов, на основе которого начиная с 1 апреля 2017 г. в ежеквартальном режиме размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" статистические данные в отношении сведений, содержащихся в реестре, о численности инвалидов по группам инвалидности, производимых денежных выплатах инвалидам и об иных мерах социальной защиты по субъектам Российской Федерации и в целом по Российской Федерации.
Сведения, подлежащие включению в федеральный реестр инвалидов, представляются Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги инвалидам, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам.
Информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации являются уникальным источником данных, характеризующих объемы финансовых средств и направления их использования для социального обеспечения граждан.
В настоящее время государство и общество имеют доступ только к ограниченной части информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации, а публикуемые им на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" данные не имеют статуса официальной статистической информации, что значительно занижает их подлинный потенциал.
Расширение перечня субъектов официального статистического учета за счет включения Пенсионного фонда Российской Федерации позволит существенно увеличить масштаб использования его информационных ресурсов и обеспечить формирование в оперативном режиме официальной статистической информации по максимально широкому кругу показателей, характеризующих изменения и достижения в области социального обеспечения граждан.
Законопроект соответствует положениям раздела V "Информационное взаимодействие и статистика" Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также направлен на обеспечение выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации.
Полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации, предусматриваемые законопроектом в сфере официального статистического учета, будут осуществляться за счет собственных средств Пенсионного фонда Российской Федерации, выделяемых им на обеспечение своей деятельности, что не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, дополнения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.