Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 964993-7 "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об установлении пониженных тарифов страховых взносов участникам СЭЗ)",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внесение изменений в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), направленных на предоставление с 1 января 2020 года права применения пониженных тарифов страховых взносов для индивидуальных предпринимателей и организаций, получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" после 1 января 2018 года.
Действующей редакцией статьи 427 Кодекса предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и организации, получившие статус участника свободной экономической зоны в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6% (6% - на обязательное пенсионное страхование, 1,5% - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 0,1% - на обязательное медицинское страхование) в течение 10 лет со дня получения ими соответствующего статуса при условии, что указанный статус получен не позднее чем в течение трех лет со дня создания свободной экономической зоны.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" свободная экономическая зона функционирует на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Таким образом, индивидуальные предприниматели и организации, получившие статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2018 года, не имеют права применять пониженные тарифы страховых взносов. Для указанных плательщиков предлагается установить право применения пониженных тарифов страховых взносов в совокупном размере 7,6% с 1 января 2020 года без ограничения периода их применения (предельный срок применения пониженных тарифов страховых взносов для указанной категории плательщиков устанавливается до конца периода функционирования свободной экономической зоны). При этом устанавливается ограничение в виде скорректированного на повышающий коэффициент объема капитальных вложений, осуществленного плательщиком в рамках реализации инвестиционного проекта, превышение которого над суммой разницы между суммой общеустановленных и пониженных тарифов страховых взносов влечет утрату права применения пониженных тарифов страховых взносов.
На высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым и высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополь возлагается обязанность по представлению в электронном виде в налоговые органы информации о согласованном с участником свободной экономической зоны перечне рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта, и об изменениях в указанном перечне, а также сведений об осуществленных участниками свободной экономической зоны капитальных вложениях.
Комитет обращает внимание, что по итогам совещания по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополь, состоявшегося 10 января 2020 года, Президентом Российской Федерации был утвержден перечень поручений от 05.02.2020 N Пр-191, подпунктом "а" пункта 1 которого Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города Севастополя.
В связи с этим, с учетом отсутствия в указанном поручении Президента Российской Федерации дополнительных условий применения льготы участниками такой свободной экономической зоны, в рамках подготовки рассматриваемого законопроекта ко второму чтению требует дополнительного обоснования разделение участников свободной экономической зоны на две категории плательщиков, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов с различными условиями по срокам их применения и введению ограничения в виде непревышения размера льготы над величиной капитальных вложений за аналогичный период только для одной из этих категорий плательщиков.
Кроме того, представляется необходимым уточнить значение понятия "капитальные вложения", в котором оно должно использоваться в целях применения участниками свободной экономической зоны пониженных тарифов страховых взносов.
Комитет обращает внимание на наличие внутренних противоречий в проектируемом пункте 10.2 статьи 427 Кодекса в части реализации права на применение пониженных тарифов страховых взносов. Также, с учетом наличия в указанном пункте прямых норм о начале применения пониженных тарифов страховых взносов участниками свободной экономической зоны, представляется необходимым проработать вопрос о целесообразности распространения действия предлагаемых законопроектом мер на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, либо уточнить характер таких правоотношений.
К законопроекту также имеются замечания лингвистического и юридико-технического характера.
Учитывая вышеизложенное, а также полагая, что реализация законопроекта приведет к созданию наиболее благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности и к улучшению инвестиционного климата на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, Комитет поддерживает рассматриваемую законодательную инициативу при условии его доработки с учетом изложенных замечаний ко второму чтению.
В связи с вышеизложенным, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 964993-7 "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.