Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Функциональное содержание комплексной целевой
программы государственной поддержки малого предпринимательства
Томской области на 2001-2003 годы
2.1. Состояние проблемы, необходимость и принципы ее решения
Динамичное развитие малого предпринимательства является одним из важнейших факторов оздоровления региональной экономики и оказывает доминирующее влияние на формирование среднего класса как основы политической и социальной стабильности гражданского общества. Создание благоприятных социально-экономических, правовых и других условий для эффективного развития малого предпринимательства, совершенствование форм поддержки является основной задачей органов государственной и муниципальной власти Томской области в этом направлении. Как инструмент государственной политики в поддержке малого предпринимательства, Программа-3 объединяет в себе положительные результаты реализации двух предыдущих соответствующих программ, изучение мирового опыта и опыта других регионов Российской Федерации. Основные направления Программы-3 разрабатывались с учетом изменившихся правовых и экономических условий в которых осуществляется деятельность субъектов малого предпринимательства, а также нового уровня требований к инфраструктурному обеспечению поддержки малого бизнеса.
Реализация Программы-3 осуществляется на основе следующих принципов:
предоставление субъектам малого предпринимательства организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства возможно более полного спектра услуг;
усиление взаимодействия всех элементов инфраструктуры и направлений государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства Томской области;
конкурсный отбор исполнителей мероприятий Программы-3 и получателей кредитно-финансовых средств;
наличие полной и общедоступной информации о ходе реализации мероприятий Программы;
этапность проведения мероприятий Программы-3 и оценку результативности каждого этапа.
В результате реализации мероприятий Программы-3 предусматривается достижение следующих основных целей и выполнение задач:
а) развитие инновационного и высокотехнологического предпринимательства
Концентрация в Томской области мощного научно-исследовательского потенциала, деятельность научно-образовательного комплекса, наличие разнообразной, в том числе и высокотехнологичной производственной базы, являются весомыми предпосылками для успешного развития инновационного и высокотехнологичного бизнеса, включая разработки интеллектуального характера. Развитие инновационного предпринимательства и, в первую очередь, поддержка проектов, направленных на создание импортозамещающей и экспортоориентированной продукции, является одним из основных приоритетных направлений Программы-3.
б) развитие рынка услуг и повышение качества обслуживания населения
В настоящее время в Томской области имеются все необходимые предпосылки для стабилизации рынка бытовых услуг. Наличие достаточной рабочей силы (в т.ч. с высоким уровнем квалификации), свободные производственные площади и мощности позволяют наращивать объемы услуг с относительно низкими издержками.
Развитие системы предоставления услуг населению при содействии Администрации Томской области будет проводиться на принципах системности организационных решений, разграничения предметов ведения между органами государственной власти и местного самоуправления, строгой ответственности уполномоченных органов в вопросах контроля качества и безопасности предоставляемых услуг населению.
в) поддержка проектов международных и российских донорских организаций, направленных на развитие малого предпринимательства Томской области
На протяжении последних нескольких лет Томская область остается в поле пристального внимания отечественных и иностранных донорских организаций, реализующих в России программы и отдельные проекты, направленные на содействие деятельности органов власти регионов России по развитию малого предпринимательства. Все проекты данных организаций, как завершившиеся, так и находящиеся в стадии реализации на территории Томской области, на практике доказали свою высокую эффективность.
Администрация Томской области в рамках Программы-3 будет еще более акцентировать свою работу по взаимодействию с соответствующими донорскими организациями, прежде всего уделяя внимание проектам, направленным на развитие инновационного предпринимательства и совершенствование инфраструктуры поддержки сектора малого бизнеса.
г) активизация развития малого предпринимательства на территориях сельских муниципальных образований
Длительный срок одним из слабых мест является недостаточная эффективность поддержки со стороны Администрации Томской области субъектов малого предпринимательства на территориях сельских муниципальных образований. При этом необходимо отметить также, что органы местного самоуправления не в полной мере используют свои возможности по стимулированию развития малого бизнеса, фактически оставив последнего выживать самостоятельно.
В рамках Программы-3 планируется отработать схемы эффективного взаимодействия областной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства с территориями сельских муниципальных образований.
2.2. Механизм реализации Программы-3
Учитывая современную специфику развития малого предпринимательства, качество и эффективность деятельности инфраструктуры поддержки предпринимательства становится сегодня ключевым фактором успешного развития малого бизнеса в регионе. Именно посредством инфраструктуры поддержки предпринимательства, через активное взаимодействие всех ее элементов осуществляется обратная связь между бизнесом и властью, что позволяет повышать действенность государственного регулирования малого предпринимательства, реально ориентировать малый бизнес на участие в приоритетных для Томской области направлениях социально-экономического развития.
Аналитическая оценка выполнения предыдущих программ, обобщение результатов их реализации обозначили отдельные слабые места в общем комплексе мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса. Кроме того, произошедшие за последние годы значительные изменения как в структуре малого предпринимательства, так и в приоритетах социально-экономического развития Томской области показали необходимость совершенствования всех элементов институциональной системы поддержки малого предпринимательства.
Основной причиной неудовлетворительной деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является отсутствие конкретной организационной формы и четкого функционального содержания деятельности инфраструктуры как системы. К настоящему моменту область насчитывает по различным оценкам от сорока до шестидесяти структур различной формы собственности, в разное время продекларировавших поддержку предпринимательства как основной вид своей деятельности. Несмотря на достаточное количество в Томской области участников инфраструктуры поддержки предпринимательства, слабая управляемость и отсутствие согласованности их деятельности привели к следующим результатам:
недостаточен спектр предоставляемых услуг;
слаба законотворческая инициатива;
отсутствует эффективная система защиты интересов малого предпринимательства;
низка эффективность привлечения финансовых и других ресурсов;
отсутствует комплексный подход к решению проблем малого предпринимательства.
Очевидно, что первоочередной задачей государственного регулирования развития малого предпринимательства является разрешение этого системного инфраструктурного кризиса. По сути, основной целью Программы-3 является консолидация усилий органов государственной исполнительной и законодательной власти и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства по созданию конкретной и работоспособной инфраструктуры, обеспечивающей полный спектр эффективной поддержки субъектов малого предпринимательства на территории Томской области. Для достижения этого, учитывая специфику поставленной задачи, в рамках Программы-3 будет проведен следующий комплекс организационных мероприятий:
создание конкретной организационной формы и функционального содержания деятельности инфраструктуры поддержки предпринимательства Томской области, обеспечение эффективного механизма взаимодействия участников инфраструктуры и государственного участия в ее деятельности;
разработка основных критериев и процедуры проведения аттестации, конкурсного отбора и аккредитации предприятий в качестве участников инфраструктуры поддержки предпринимательства;
отработка механизмов определения социально-экономических приоритетов развития малого предпринимательства на территории региона;
создание эффективных схем взаимодействия инфраструктуры поддержки малого предпринимательства с территориями сельских муниципальных образований;
разработка (через реализацию права законодательной инициативы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) правовой основы деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
привлечение отечественных и международных донорских организаций к расширению сферы деятельности и улучшению качества услуг, оказываемых субъектами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Основные направления деятельности и мероприятия по совершенствованию и развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства приведены в Подпрограмме 1 .
2.3. Система программных мероприятий:
а) реализация законотворческой инициативы
Основные мероприятия Программы-3 при реализации права законодательной инициативы направлены на дальнейшее упрощение системы налогообложения и отчетности для субъектов малого предпринимательства и преодоление административных барьеров. Работа по преодолению административных барьеров будет осуществляться также и на федеральном уровне. Администрацией Томской области подготовлены предложения Правительству Российской Федерации по упрощению порядка регистрации и ликвидации малых предприятий и оптимизации процедуры сертификации. Администрация Томской области исходит из того, что существующая система сертификации является одним из самых серьезных административных барьеров на пути создания нового бизнеса в России, действующая еще с социалистических времен по принципу предварительного контроля.
Важнейшим в этом блоке Программы-3 также является законодательное утверждение структуры, статуса и полномочий инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Основные направления деятельности и мероприятия по реализации законотворческой инициативы приведены в Подпрограмме 2 .
б) привлечение интеллектуальных, финансовых и материальных ресурсов
В настоящее время при наметившейся тенденции к дальнейшему снижению учетной ставки ЦБ РФ и увеличению на финансовых рынках России свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств существенно расширяются возможности привлечения финансовых ресурсов. Перспективным механизмом государственного содействия привлечению в предпринимательский сектор финансовых средств видится постепенный переход от прямого кредитования на систему предоставления государственных гарантий и частичного возмещения учетной ставки. Становится возможным активизация частных инвестиций в малое предпринимательство Томской области при условии законодательных гарантий обеспечения безопасности вложений. Вторым по значимости направлением в этом блоке предполагается содействие развитию в области институтов микрокредитования и лизинга. Третье, на чем будут сконцентрированы усилия исполнителей Программы-3, это создание сбалансированного и реального механизма участия предпринимателей в государственных и муниципальных заказах.
Особое внимание в рамках Программы-3 будет уделено привлечению средств российских и зарубежных донорских организаций к развитию инновационного предпринимательства и совершенствованию деятельности областной инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Основные направления деятельности и мероприятия по привлечению интеллектуальных, финансовых и материальных ресурсов приведены в Подпрограмме 3 .
в) обеспечение информационной поддержки
Общепризнанно, что с развитием Интернета значительно расширились возможности по оказанию предпринимателям услуг информационного характера. Большое внимание и конкретную помощь этому направлению оказывают соответствующие отечественные и международные донорские организации, и Томская область в силу своей специфики в этом по-прежнему один из лидеров в России. Основная задача на ближайшую перспективу - активное привлечение к серьезным информационным каналам предпринимателей всех муниципальных образований Томской области.
Основные направления деятельности и мероприятия по обеспечению информационной поддержки приведены в Подпрограмме 4 .
г) обеспечение кадровой поддержки малого предпринимательства
Мероприятия по кадровой поддержке малого предпринимательства в первую очередь направлены на более масштабную подготовку управленческих кадров для малого предпринимательства и дальнейшее развитие систем подготовки и обучения незанятого населения основам ведения предпринимательской деятельности. Кроме того, в рамках Программы-3 будут проводиться мероприятия по согласованию объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов (прежде всего из числа молодежи) в учреждениях профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда в малом предпринимательстве. Особое внимание уделяется содействию занятости и самозанятости населения труднодоступных и депрессивных районов области, а также этнических групп населения.
Основные направления деятельности и мероприятия по обеспечению кадровой поддержки приведены в Подпрограмме 5.
д) внешнеэкономическая деятельность малых предприятий
За прошедшие 3 года значительно вырос экспортный потенциал томских предпринимателей. География поставок произведенной ими продукции - вся территория России, большинство стран СНГ, многие страны дальнего зарубежья. Содействие в этой части в рамках Программы-3 малым предприятиям - экспортерам будет оказано, прежде всего, через оптимизацию разрешительной системы и развитие выставочно-ярмарочной, научной и культурной деятельности.
Основные направления деятельности и мероприятия по обеспечению поддержки внешнеэкономической деятельности приведены в Подпрограмме 6 .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.