Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Томской
городской Думы
от 17 октября 2001 г. N 60
Положение
о системе охраны труда на территории города Томска
13 февраля 2002 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральными законами "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законами Томской области "Об охране труда в Томской области", "О местном самоуправлении в Томской области", Уставом города Томска.
1.2. Положение устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда на территории города Томска, определяет полномочия и формы взаимодействия между органами местного самоуправления и работодателями, работодателями и работниками, их объединениями. Положение направлено на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
1.3. Требования положения действуют на всей территории г. Томска и подлежат исполнению всеми работодателями и работниками предприятий и организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности, а также частными предпринимателями, использующими в своей деятельности наемный труд.
2. Основные понятия, используемые в настоящем положении
2.1. Для целей настоящего положения используются следующие основные понятия:
· система охраны труда (далее охрана труда) - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально - экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические, лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
· условия труда - совокупность факторов производственной сферы и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
· вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
· опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
· безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;
· рабочее место - место, на котором работник должен находиться или на которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
· средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
· субъект управления системы охраны труда - органы местного самоуправления, вневедомственные органы, выполняющие функции по охране труда;
· объект управления системы охраны труда - организации различных форм собственности и ведомственной принадлежности, а также частные предприниматели, использующие наемный труд.
3. Система управления охраной труда в городе Томске
3.1. Управление охраной труда на территории города Томска осуществляет мэр города в соответствии с действующим законодательством и Уставом города.
Общее руководство охраной труда осуществляется первым заместителем мэра города Томска через комитет по социальной политике и труду администрации города.
Субъектами управления охраной труда являются структурные подразделения администрации (объединенные администрации округов, департаменты, управления, муниципальные предприятия, муниципальные учреждения) и организации других форм собственности (схема управления охраной труда в городе Томске приведена в приложении).
"Схема управления охраной труда в городе Томске"
3.2. На территории города действуют объединения работодателей, профсоюзные организации, представители Государственных инспекций, осуществляющие свою деятельность в соответствии с уставными документами, законодательными, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и, как элементы, входят в систему управления охраной труда.
3.3. Для регулирования социально - трудовых отношений в городе Томске работает трехсторонняя комиссия, которая состоит из представителей профсоюзных организаций, объединений работодателей и Администрации города.
Данные представители заключают соглашение о социальном партнерстве, где предусматриваются обязательства сторон по улучшению условий и охраны труда.
Решением Томской городской Думы от 13 февраля 2002 г. N 129 в пункт 3.4 настоящего Положения внесены изменения
3.4. Для обеспечения функционирования системы управления охраной труда, взаимодействия и координации деятельности ее элементов, Администрация города, в рамках своих полномочий, создает координационную комиссию по проблемам охраны труда под руководством первого заместителя мэра города.
В состав комиссии входят заместитель мэра по социальным вопросам, председатель комитета по социальной политике и труду администрации города Томска, руководитель (заместитель) Государственной инспекции труда в Томской области, Томского отдела управления Западно-Сибирского округа Госгортехнадзора России, управления государственного энергетического надзора по Томской области "Томскэнергонадзор", Государственной инспекции по безопасности дорожного движения УВД Томской области, центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора города Томска, Гостехнадзора Томской области, управления Государственной противопожарной службы УВД Томской области, Томского отдела инспекций радиационной безопасности Госатомнадзора России, Томского отделения Российской транспортной инспекции, Федерации профсоюзных организаций Томской области, Томского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.
Решением Томской городской Думы от 13 февраля 2002 г. N 129 в пункт 3.5 настоящего Положения внесены изменения
3.5. Координационная комиссия осуществляет свою деятельность на территории города Томска в соответствии с Положением, утвержденным мэром города Томска.
Решением Томской городской Думы от 13 февраля 2002 г. N 129 в пункт 3.6 настоящего Положения внесены изменения
3.6. Функции Координационной комиссии по проблемам охраны труда:
· обеспечивает взаимодействие и сотрудничество органов местного самоуправления, территориальных органов государственного надзора и контроля, объединений работодателей и профсоюзов, научных и специализированных организаций по осуществлению единой государственной политики в области охраны труда на территории города;
· рассматривает предложения, готовит проекты решений по проблемам охраны труда и осуществляет контроль за их исполнением;
· определяет приоритетные направления при разработке городской и отраслевых программ (мероприятий) улучшения условий и охраны труда, совершенствования системы управления охраной труда;
· организует рабочие группы для разработки городской программы (мероприятий), проведения обследований организаций и решения других задач по проблемам охраны труда, привлекая для этих целей научные и специализированные организации;
· заслушивает доклады и отчеты руководителей организаций о проделанной работе по улучшению условий и охраны труда, уменьшению травматизма и профзаболеваний, а также отчеты должностных лиц, ответственных за выполнение решений Совета;
· рассматривает ежегодные обзоры состояния условий и охраны труда на территории города Томска.
4. Полномочия органов местного самоуправления
в области охраны труда
4.1 К полномочиям Томской городской Думы в области охраны труда относятся:
· утверждение положения о системе охраны труда на территории города Томска;
· утверждение городских целевых программ по охране труда;
· утверждение расходов на улучшение условий и охрану труда за счет средств городского бюджета.
4.2. К полномочиям Администрации города в области охраны труда относятся:
· обеспечение реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда на территории города Томска;
· проведение анализа состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев и профессиональной заболеваемости;
· разработка нормативных документов, проектов распоряжений и постановлений мэра города по охране труда;
· разработка городской программы по улучшению условий и охране труда;
· определение расходов на охрану труда муниципальных учреждений за счет средств городского бюджета;
· сбор и анализ данных о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости на предприятиях и в учреждениях города Томска;
· организация обучения и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов муниципальных предприятий и учреждений;
· информирование общественности через средства массовой информации о состоянии охраны труда и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
· координация и методическое руководство работой по охране труда в организациях, предприятиях и учреждениях, расположенных на территории города Томска, независимо от их организационно - правовых форм.
· межгородское сотрудничество в области охраны труда.
5. Система охраны труда в организациях на территории города Томска
5.1. Обязанность по обеспечению безопасности условий и охраны труда в организациях города возлагается на работодателей.
5.2. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
5.3. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
5.4. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем самостоятельно, с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда.
5.5. В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа данной организации.
5.6. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок.
6. Обязанности работодателя по обеспечению
безопасных условий и охраны труда
6.1. Работодатель обязан обеспечить:
· безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;
· применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
· соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
· режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Томской области;
· приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на производстве с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
· обучение безопасным методам работы и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
· организацию контроля, за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
· проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
· проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;
· недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
· информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
· предоставление информации и документов органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органам местного самоуправления, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
· принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников, а при возникновении таких ситуаций принятие мер по оказанию пострадавшим первой помощи;
· расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и извещение о них в установленном Правительством РФ порядке;
· санитарно - бытовое и лечебно - профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
· беспрепятственный допуск должностных лиц органов управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования РФ, представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;
· обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· ознакомление работников с требованиями охраны труда.
7. Обязанности работника в области охраны труда
7.1. Работник обязан:
· соблюдать требования охраны труда;
· правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
· проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
· немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
· проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
8. Право работника на охрану труда
8.1. Работник имеет право на рабочее место в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Томской области, а также:
· бесплатное квалифицированное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверку знаний требований охраны труда;
· изменение условий срочного трудового (договора) контракта при обнаружении признаков профессионального заболевания.
9. Гарантии права работника на труд в условиях,
соответствующих требованиям охраны труда
9.1. Гарантии права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, обеспечиваются в соответствии с федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", а также:
а) возможностью предусмотреть в трудовом договоре (контракте) его расторжение при установлении нарушений работодателем условий труда с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка;
б) обязанностью работодателя по заявлению работника, получившего инвалидность, трудоустроить его в организации, где работник получил инвалидность, при наличии вакансии по профессии, подходящей для трудовой деятельности инвалида в соответствии с медицинскими показаниями;
в) в случае обнаружения начальных признаков профессионального заболевания возможностью предоставления работодателем при изменении условий трудового договора (контракта) другой работы, либо переобучения с сохранением средней заработной платы на период обучения;
г) выделением работодателем средств на переподготовку и квалификационное обучение безопасным приемам работы.
10. Общественный контроль за охраной труда
10.1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками организации представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
10.2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:
· осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
· проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
· принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
· получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
· предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни работников;
· осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
· осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
· принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
· принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
· обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
· принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
10.3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
11. Обучение по охране труда
11.1. Все работники организации, независимо от формы собственности, в том числе и ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
11.2. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
11.3. Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
12. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
12.1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляются в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджета Томской области, городского бюджета, внебюджетных источников в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством Томской области и решениями Томской городской Думы.
12.2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
12.3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, независимо от организационно - правовых форм, осуществляется в размерах, обеспечивающих условия и охрану труда в соответствии с требованиями по охране труда, но не менее, чем установлено законодательством Российской Федерации и Томской области.
12.4. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий труда.
12.5. В организациях, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Томской области, могут создаваться фонды охраны труда.
13. Ответственность за нарушение требований охраны труда
Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
14. Взаимодействие муниципальных органов управления охраной
труда с государственными и общественными органами охраны труда
14.1. Взаимодействие муниципальных органов управления охраной труда при реализации государственной политики в области охраны труда с Государственной Думой Томской области, Администрацией Томской области и органами государственного и общественного надзора и контроля осуществляется с учетом компетенции каждого в соответствии с действующим законодательством.
14.2. Конкретные формы взаимодействия в области управления охраной труда в необходимых случаях уточняются и дополняются специальными положениями (протоколами), разрабатываемыми заинтересованными органами или организациями.
Заместитель председателя
Томской городской Думы |
А.Н. Деев |
Мэр города Томска |
А.С. Макаров |
<< Назад |
||
Содержание Решение Томской городской Думы от 17 октября 2001 г. N 60 "Об утверждении Положения "О системе охраны труда на территории... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.