Письмо ГТК РФ от 13 марта 2000 г. N 01-06/6088
"Об учете затрат по доставке товаров при определении таможенной стоимости ввозимых товаров"
Приказом ФТС России от 24 ноября 2010 г. N 2199 настоящее письмо признано недействующим
В результате проводимого Главным управлением тарифного и нетарифного регулирования контроля таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, были выявлены случаи недостоверного декларирования условий (базиса) поставки и необоснованных вычетов затрат на доставку товаров по территории Российской Федерации (т.е. от места ввоза до места назначения) из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввезенный товар. Это привело к занижению налогооблагаемой базы и тем самым к недопоступлению денежных средств в федеральный бюджет.
В целях предотвращения таможенными органами подобных случаев и обеспечения единого подхода при принятии решений по таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, ГТК России направляет Методические рекомендации по учету затрат по доставке товаров при определении таможенной стоимости на основе цены сделки с ввозимыми товарами (приложение).
Прошу довести до сведения личного состава таможенных органов положения настоящего письма.
Приложение по тексту: на 3 листах.
Заместитель |
А.А.Каульбарс |
Приложение
к Письму ГТК РФ
от 13 марта 2000 г. N 01-06/6088
Методические рекомендации
по учету затрат по доставке товаров при определении
таможенной стоимости на основе цены сделки с ввозимыми товарами
Основные правовые принципы и нормы определения таможенной стоимости ввозимых товаров закреплены в Законе Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон).
Согласно п.1 ст.19 Закона в таможенную стоимость включаются расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации. В связи с этим "Инструкцией по заполнению декларации таможенной стоимости" (далее - Инструкция), утвержденной приказом ГТК России от 05.01.94 N 1 (зарегистрировано Минюстом России 17 января 1994 г., рег. N 461) предусматривается возможность вычета расходов по доставке товара по территории Российской Федерации (т.е. после места ввоза) из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввезенный товар (далее - цена сделки), в том случае, если в соответствии с предусмотренным внешнеторговым контрактом базисом поставки эти расходы были включены в цену сделки.
Инструкция (п.2.4) устанавливает, что в гр.20 формы ДТС-1 декларантом могут быть (а не должны быть) заявлены расходы по доставке товара от места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации до места назначения для исключения этих расходов из цены сделки. При этом устанавливаются обязательные условия, позволяющие декларанту заявлять соответствующие величины при заполнении ДТС-1: раздельное указание в счете-фактуре, выставляемом продавцом покупателю на оплату товаров, расходов по доставке до и после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, а также соответствующая оговорка во внешнеторговом контракте.
Однако раздельное приведение в счете-фактуре и внешнеторговом контракте расходов по доставке товаров до и после места ввоза является обязательным, но недостаточным условием для их учета (исключения из цены сделки) при определении таможенной стоимости ввозимых товаров, т.к. в отношении всех данных, приведенных в декларациях таможенной стоимости (в т.ч. в гр.20 формы ДТС-1) должны выполняться требования п.1 ст.15 Закона о том, что все сведения по таможенной стоимости, заявляемые декларантом, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Так, в результате контроля таможенной стоимости ГУТНР были выявлены случаи, когда на основании раздельного приведения соответствующих расходов в счете-фактуре декларантом значительно завышалась стоимость доставки товара по территории Российской Федерации. В частности, при ввозе товаров из Турции или Германии при базисе поставки CIP Брянск и DDU Тверь заявляемая к вычету из цены сделки с ввозимыми товарами стоимость расходов на доставку товара по территории Российской Федерации составляла от 50 до 80% от общей фактурной стоимости товара при том, что соотношение расстояния от места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации до места назначения с остальным участком пути составляла примерно 1:3.
Учитывая изложенное выше, заявленные декларантом в соответствии с п.2.4 Инструкции в гр.20 ДТС-1 сведения о стоимости доставки товара по территории Российской Федерации должны быть подтверждены документами, позволяющими однозначно доказать правомерность этих вычетов и определить их величину. Поскольку доставка товара представляет по своей сути возмездную сделку между сторонами, то в качестве подтверждающих документов могут использовать документы, которые обычно применяются в коммерческой практике для оформления подобных сделок, а именно:
а) документ, определяющий отношения сторон в сделке по оказанию услуг по доставке товаров от места отправления до места назначения. Чаще всего в качестве такого документа выступает договор на доставку груза, содержащий сведения о лицах, заключивших договор, предмет договора, его стоимость и условия оплаты (платежа). При этом в качестве заказчика услуг по доставке товаров могут выступать как продавец товаров, так и покупатель, а в ряде случаев третье лицо, действующее от имени или по поручению одного из них (как правило, это экспедиторские фирмы);
б) счет-фактура от исполнителя договора доставки, содержащий реквизиты сторон, сумму и условия платежа, а также предмет платежа. При этом необходимо иметь в виду, что в случае представления декларантом специфицированного счета-фактуры, содержащего предмет договора (т.е. четкое определение обязательств исполнителя, например: погрузка товаров на транспортное средство, транспортировка от места отправления (погрузки) до места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и от места ввоза до места назначения (выгрузки), выгрузка товаров с транспортного средства и пр.) и другие существенные условия договора (наименование сторон, заключивших договор на перевозку, получатель товаров, условия оплаты и пр.), такой счет-фактура может выступать в качестве договора на доставку товаров;
в) банковские платежные документы, подтверждающие факт оплаты услуг по доставке в соответствии с выставленным счетом-фактурой.
Согласно п.1 "а" ст.19 Закона расходы на доставку товаров включают в себя: стоимость транспортировки, стоимости погрузки, выгрузки, перегрузки и перевалки товаров, затраты на страхование груза (страховая премия). Поэтому при рассмотрении вопроса об обоснованности заявленной декларантом при расчете таможенной стоимости величины расходов на доставку товаров после места ввоза данная величина должна рассматриваться отдельно по каждой ее составляющей. При этом необходимо учитывать следующее.
1. Стоимость транспортировки представляет собой расходы, непосредственно связанные с перемещением товаров от места отправления (места погрузки) до места назначения. При определении таможенной стоимости стоимость транспортировки от места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации до места назначения может быть вычтена из цены сделки, если в документах четко определен порядок расчета стоимости транспортировки в зависимости от расстояния (дальности перевозки). Например, установлена тарифная ставка перевозки груза за 1 км соответствующего участка пути.
2. Стоимость погрузки, выгрузки, перегрузки и перевалки товаров представляет собой сопутствующие транспортировке расходы, не зависящие непосредственно от расстояния (дальности перевозки). Расходы по выгрузке, перегрузке и перевалке товаров** могут не включаться в таможенную стоимость ввозимых товаров только в том случае, если такая перегрузка, перевалка осуществлялась после ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При этом факт проведения таких операций и величина соответствующих расходов, а также их оплата продавцом должны быть документально подтверждены декларантом таможенному органу (с учетом установленных в п.п. а) - в) настоящих Методических рекомендаций требований к документальному подтверждению заявленной таможенной стоимости).
3. Страховая премия, т.е. сумма, уплаченная страховой компании в соответствии с договором страхования товара от рисков потери или повреждения в процессе доставки груза на весь маршрут перевозки от пункта отправления до пункта назначения. Стоимость страхования зависит от стоимости товаров, а не от дальности перевозки, поэтому расходы на страхование не подразделяются "до места ввоза" и "после места ввоза" и, соответственно, не подлежат исключению из цены сделки при определении таможенной стоимости.
В случае невыполнения указанных выше требований к документальному подтверждению таможенной стоимости заявляемые декларантом вычеты из цены сделки на величину расходов по доставке товаров от места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации до места назначения таможенным органом не принимаются.
------------------------------
* Зарегистрирован Минюстом России 17.01.94 рег. N 461.
** Согласно коммерческой практике в расходы по перегрузке и перевалке товаров могут также включаться услуги экспедитора, сюрвейера и т.п. Стоимость этих услуг является неотъемлемой частью расходов по перегрузке и перевалке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГТК РФ от 13 марта 2000 г. N 01-06/6088 "Об учете затрат по доставке товаров при определении таможенной стоимости ввозимых товаров"
Текст письма опубликован в Бюллетене "Таможенные ведомости", 2000 г., N 4
Приказом ФТС России от 24 ноября 2010 г. N 2199 настоящее письмо признано недействующим