Работающим пенсионерам был произведен перерасчет пенсии в апреле 2020 года, так как за январь 2020 года отчёт СЗВ-М был сдан только 08.04.2020. За февраль и март 2020 года отчет был предоставлен в установленный срок. Теперь ПФР хочет взыскать данную сумму с работодателя.
Возможно ли это? Почему ПФР не может удержать данную сумму с пенсионера?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают ПФ РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.
При этом виновным лицом может являться как работодатель, так и работник (пенсионер).
Действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий ПФ РФ при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки. Поскольку в анализируемой ситуации какие-либо недобросовестные действия пенсионера в целях получения необоснованного назначения трудовой пенсии в завышенном размере выявлены не были, то, соответственно, на него не может быть возложена обязанность по возмещению пенсионному фонду причиненного ущерба.
Так как причиной выплаты пенсионеру пенсии в завышенном размере явилось именно несвоевременное представление предприятием сведений по форме СЗВ-М, есть основания полагать, что ущерб в связи с представлением в орган ПФ недостоверных сведений причинен предприятием. Тем не менее имеется достаточно много судебных решений, когда суд поддерживал страхователя и отказывал ПФР во взыскании убытков.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1, 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган пенсионного фонда сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ*(1)) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в п. 1 ст. 25 Закона N 173-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.
Аналогичная ответственность работодателя и пенсионера предусмотрена и положениями ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ). Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают ПФ РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ (ч.ч. 2, 3 ст. 28 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, указанными положениями Законов N 173-ФЗ и N 400-ФЗ предусмотрена ответственность работодателя по возмещению пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели виновные действия работодателя.
В силу положений ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Как указано в ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
По общему правилу лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными противоправными действиями причинителя вреда и наступившими убытками, а также размер убытков. Для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность совокупности указанных фактов (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).
Таким образом, одним из существенных обстоятельств, имеющим значение для правильного разрешения возникшего спора, является установление виновного лица, чьи действия повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, которым в силу названных положений ст. 25 Закона N 173-ФЗ и ст. 28 Закона N 400-ФЗ может являться как работодатель, так и работник (пенсионер) (определение ВС РФ от 15.02.2017 N 306-ЭС16-13489 по делу N А12-41251/2015).
Взыскание убытков с пенсионера
В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим трудовую деятельность, суммы страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном по правилам, установленным Законом N 400-ФЗ, с учетом увеличения, имевшего место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. (ч. 3 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ суммы пенсии, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.
Из содержания приведенных норм следует, что действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий ПФ РФ при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки.
Поскольку в анализируемой ситуации какие-либо недобросовестные действия пенсионера в целях получения необоснованного назначения трудовой пенсии в завышенном размере выявлены не были, то, соответственно, на него не должна быть возложена обязанность по возмещению пенсионному фонду причиненного ущерба.
Кроме того, ч. 10 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений (СЗВ-М), решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Взыскание убытков с работодателя
Как указано в определении ВС РФ от 15.02.2017 N 306-ЭС16-13489 по делу N А12-41251/2015, положениями Законов N 173-ФЗ и N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели виновные действия работодателя.
Так как причиной выплаты пенсионеру пенсии в завышенном размере явилось именно несвоевременное представление предприятием сведений по форме СЗВ-М, следовательно, есть основания полагать, что ущерб в связи с представлением в орган ПФ недостоверных сведений причинен предприятием. К такому выводу пришел АС Дальневосточного округа в постановлении от 20.09.2018 N Ф03-3587/2018 по делу N А51-27243/2017. Смотрите также постановления АС Северо-Западного округа от 17.04.2018 N Ф07-2395/18 по делу N А26-27/2017, Пятнадцатого ААС от 09.04.2020 N 15АП-3929/20 по делу N А32-51929/2019, Девятнадцатого ААС от 10.03.2020 N 19АП-8604/19 по делу N А14-16416/2019.
Тем не менее имеется достаточно много судебных решений, когда суд поддерживал страхователя, смотрите, например, постановление Пятнадцатого ААС от 10.04.2020 N 15АП-2876/20 по делу N А32-53490/2019, постановление Седьмого ААС от 20.03.2020 N 07АП-1803/20 по делу N А45-33369/2019, постановление Седьмого ААС от 11.03.2020 N 07АП-966/20 по делу N А45-32033/2019, постановление Девятого ААС от 23.09.2019 N 09АП-41678/19, АС Северо-Западного округа от 16.03.2020 N Ф07-2310/20 по делу N А56-72225/2019 и др.
При принятии решения судьи руководствуются следующим.
Частью 4 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, производится ПФР ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, то есть сведений страхователя по форме СЗВ-М за отчетный период.
Согласно ч. 6 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, а выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение (ч. 7 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2020 года организация представила 08.04.2020, то есть с нарушением срока. Однако указанные сведения за февраль и март 2020 года предоставлялись страхователем своевременно.
Из ч. 4 ст. 28 Закона N 400-ФЗ следует, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством РФ. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством РФ, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Из содержания п. 85 Правил следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда РФ (п. 86 Правил).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган ПФ РФ пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
В соответствии с п. 88 Правил новое решение принимается с учетом сроков, определенных ч. 6 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ, то есть решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно п. 90 Правил в случае, предусмотренном ч. 10 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное п. 88 Правил, без удержания за прошлое время.
Таким образом, Пенсионный фонд не лишен возможности на основании представленных сведений за февраль 2020 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии, что следует из положений ч. 6 и 7 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ и п. 86, 88, 90 Правил.
При таких обстоятельствах суды отказывают ПФР во взыскании ущерба, так как, несмотря на нарушение организацией срока представления сведений в ПФР на дату принятия решения о выплате пенсии уже, как правило, располагают информацией об осуществлении пенсионером оплачиваемой трудовой деятельности (либо в результате подачи работодателем сведений в ПФР за следующие месяцы, либо в результате включения данных в расчет по страховым взносам).
А в постановлении АС Северо-Западного округа от 28.09.2018 по делу N А42-9862/2017, оставленном без изменения определением ВС РФ от 28.12.2018 N 307-ЭС18-22271, суд признал, что фонду обществом причинен ущерб, однако в связи с тем, что значительная часть переплаты возникла не из-за виновных действий работодателя-страхователя, а из-за несвоевременной отмены фондом повышенной выплаты, требования ПФ РФ удовлетворены частично. Суд правомерно уменьшил размер убытков, подлежащих взысканию с ответчика до размера излишней выплаты пенсии за один месяц.
Аналогичная позиция относительно периода взыскания убытков со страхователей изложена в постановлении Тринадцатого ААС от 03.12.2019 N 13АП-31268/19, а также в постановлении АС Северо-Западного округа от 30.07.2018 по делу N А56-71890/2017.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена
Ответ прошел контроль качества
21 апреля 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) С учетом вступления в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с указанной даты не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ (смотрите также п. 2 письма Минфина России от 25.02.2016 N 03-04-05/10422).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.