Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом ГТК РФ от 28 июня 2002 г. N 675 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.
Приложение 2
к решению коллегии ГТК РФ
от 28 января 2000 г.
Методика категорирования таможен
28 июня 2002 г.
Для выработки предложений по установлению категорий таможен используются следующие сравнительные показатели напряженности и результативности, характеризующие различные стороны их деятельности за соответствующий период времени:
- показатели, характеризующие сравнительную напряженность деятельности таможен:
1) количество принятых к оформлению грузовых таможенных деклараций (ГТД), штук;
2) количество принятых к оформлению добавочных листов ГТД (ТД2), штук;
3) количество оформленных документов контроля доставки (ДКД), штук;
4) количество оформленных книжек МДП, штук;
5) количество оформленных таможенных приходных ордеров (ТПО), штук;
6) количество оформленных добавочных листов таможенных приходных ордеров (ДТПО), штук;
7) количество оформленных удостоверений ввоза транспортного средства (УВТС), штук;
8) количество оформленных паспортов транспортного средства (ПТС), штук;
9) количество оформленных паспортов шасси транспортного средства (ПШТС), штук;
10) количество проследовавших через таможенную границу данной таможни фактических лиц (ФЛ), человек;
11) Общая штатная численность сотрудников таможни (включая подчиненные ей таможенные посты), человек;
12) количеством фиксированных контрактодержателей всего, лиц;
13) количество зафиксированных контрактодержателей, зарегистрированных в регионе деятельности таможни, лиц;
14) количество возбужденных дел о нарушении таможенных правил (НТП), штук;
15) количество возбужденных уголовных дел;
- показатели результативности, характеризующие эффективность деятельности таможен:
16) внешнеторговый оборот оформленных товаров, учитываемый в статистике внешней торговли, тонны;
17) внешнеторговый оборот оформленных товаров, учитываемый в статистике внешней торговли, доллары США;
18) количество начисленных таможенных платежей, подлежащих уплате в федеральный бюджет, рубли;
19) количество взысканных таможенных платежей, подлежащих уплате в федеральный бюджет, рубли;
20) количество взысканных таможенных платежей, подлежащих уплате в Фонд развития таможенной системы, рубли;
Источником значений следующих показателей являются формы статистической отчетности таможенных органов перед ГТК России, ответственными за ведение которых являются:
- Главное организационно-инспекторское управление - по п.п.1) - 9);
- Управление таможенной статистики и анализа - по п.п.10), 16) и 17);
- Главное управление кадров - по п. 11);
- Главное управление по борьбе с контрабандой - по п.п.14) и 15);
- Главное управление федеральных таможенных доходов - по п.п.18), 19) и 20).
Источником значений показателей по п.п.12) и 13) является база данных ГНИВЦ ГТК России.
В основу категорирования таможен положена не абсолютная a сравнительная значимость показателей их деятельности. Иными словами, при категорирования таможен важны не сами по себе абсолютные величины показателей их деятельности, а их соотношение для различных таможен в рамках одной категории.
Результаты сравнения таможенных органов между собой в рамках одной категории по нескольким показателям являются достаточно объективными, поскольку по закону больших чисел частные погрешности и неточности нивелируются.
Определение сравнительной напряженности деятельности таможен
Для количественного выражения нагрузочной характеристики используется показатель "сравнительная напряженность деятельности", рассчитываемый по формуле:
СНД = УД + Кфл x ФЛ, где
СНД - сравнительная напряженность деятельности таможен;
УД - количество условных документов;
К - коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость
фл - оформления физических лиц и грузовой таможенной декларации;
В соответствии с рекомендациями Российской таможенной академии (РТА) значение данного коэффициента принимается равным 0,02.
Величина "условных документов" получается суммированием количества ГТД, ТД2, ДКД, МДП, ТПО, ДТПО, УВТС, ПТС помноженных на соответствующие коэффициенты:
УД = ГТД + Ктд2 x ТД2 + Кдкд x ДКД + Кмдп x МДП + Ктпо x ТПО + Кдтпо x ДТПО + Кувтс x УВТС + Кптс x ПТС, где
Ктд2 - коэффициент, характеризующий:
- сравнительную трудоемкость оформления добавочного и основного листов грузовой таможенной декларации;
- повышение сложности и трудоемкости таможенного оформления в случае предъявления к таможенному оформлению большего количества добавочных листов;
- увеличение сложности и времени таможенного оформления в связи с необходимостью проведения более тщательного таможенного досмотра с целью контроля за достоверностью сведений, заявленных декларантом по всем декларируемым товарам;
Кдкд - коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость оформления документа контроля доставки и грузовой таможенной декларации;
Кмдп - коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость мдп оформления книжки МДП и грузовой таможенной декларации;
Ктпо - коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость тпо оформления таможенного приходного ордера и грузовой таможенной декларации;
Кдтпо - коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость оформления добавочного и основного листов таможенного приходного ордера;
Кувтс - коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость оформления удостоверения ввоза транспортного средства и грузовой таможенной декларации;
Кптс - коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость оформления паспорта транспортного средства, и грузовой таможенной декларации;
Документом, имеющим наиболее высокий показатель трудозатрат является ГТД. В связи с этим, значения коэффициентов, входящих в формулу расчета условных документов, устанавливаются меньше единицы и характеризуют сравнительную трудоемкость оформления соответствующих документов относительно грузовой таможенной декларации, и могут меняться при изменении технологии таможенного оформления различных документов, товаров или физических лиц.
Значения коэффициентов определяются как соотношение количества оформленных соответствующих документов (кроме ДТПО и ПШТС) к количеству оформленных ГТД:
Ктд2 = ТД2/ГТД;
Кдкд = ДКД/ГТД;
Кмдп = МДП/ГТД;
Ктпо = ТПО/ГТД;
Кувтс = УВТС/ГТД;
Кптс = ПТС/ГТД;
Значения коэффициента ДТПО определяется:
Кдтпо = ДТПО/ТПО.
С учетом рекомендаций РТА значения соответствующих коэффициентов ограничиваются следующими значениями:
Ктд2 = от 0,7 до 0,75;
Кдкд = от 0,2 до 0,5;
Кмдп = от 0,1 до 0,25;
Ктпо = от 0,3 до 0,5;
Кувтс = от 0,09 до 0,11;
Кптс = от 0,25 до 0,5;
Кдтпо = от 0,05 до 0,15.
Таким образом, если рассчитанное значение какого-либо коэффициента получается выше установленного максимального для данного коэффициента значения, то данному коэффициенту присваивается максимально допустимое значение. Соответственно, если рассчитанное значение какого-либо коэффициента получается ниже установленного минимального для данного коэффициента значения, то данному коэффициенту присваивается минимально допустимое значение.
Как видно из приведенного перечня показателей сравнительной напряженности деятельности таможен, в расчете непосредственно не учитывается правоохранительная деятельность, в том числе связанная с расследованием по делам о нарушениях таможенных правил.
Тем не менее, показатели правоохранительной деятельности будут учтены независимо от показателей таможни по оформлению основных таможенных документов и физических лиц. В то же время можно утверждать, что показатель сравнительной напряженности деятельности таможен позволяет косвенно, опосредованно учитывать напряженность деятельности таможен, связанную и с выполнением ими правоохранительных функций, т.к. количество нарушений таможенных правит функционально (прямо пропорционально) связано с количеством оформленных ими таможенных документов (прежде всего ГТД, ДКД, МДП, ТПО) и физических лиц.
Определение результативности правоохранительной деятельности таможен
Для наиболее полного отражения сравнительной напряженности и эффективности деятельности таможен необходимо учесть и результативность их правоохранительной деятельности. Для этого необходимо рассмотрение следующих показателей.
1) количество возбужденных дел о НТП;
2) количество уголовных дел;
Определение показателей, характеризующих внешние условия деятельности таможен
Одной из важных характеристик деятельности таможен является показатель количества постоянных участников ВЭД - контрактодержателей, товары которых предъявлялись к основному таможенному оформлению.
Показателем постоянства участника ВЭД служит декларирование в данной таможне пяти и более партий товаров.
Данный показатель отражает сложность и многосторонность деятельности таможни. Очевидно, что осуществление таможенного контроля большего количества контрактов, заключенных на различных условиях определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых различными видами транспорта на всем пути их перевозки от отправителя к получателю, помещаемых под различные таможенные режимы и т.д. в конечном счете влияет на увеличение загруженности таможни и повышение профессионализма ее сотрудников.
При этом показатель количества контрактодержателей, зарегистрированных в регионе деятельности данной таможни показывает наличие устойчивой основы для развития таможни независимо от политики, проводимой в других регионах Российской Федерации.
Определение эффективности деятельности таможен
При решении проблемы выбора критерия эффективности деятельности таможенных органов необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Принятая в настоящее время для оценки деятельности таможенных органов величина перечисляемых в федеральный бюджет таможенных платежей в неполной мере определяется деятельностью собственно таможенных органов.
Как известно, эти таможенные платежи, перечисляемые в федеральный бюджет включают:
а) вывозные таможенные пошлины;
б) экспортные акцизы;
в) ввозные таможенные пошлины;
г) налог на добавленную стоимость (НДС);
д) акцизы на импорт.
На величины таможенных платежей определяющее влияние оказывают следующие факторы:
а) масштабы и структура внешнеэкономической деятельности (в первую очередь - объемы экспорта и импорта и их соотношения);
б) уровень таможенного налогообложения (величины ставок таможенных пошлин и налогов);
в) принадлежность партнеров России по ВЭД к дальнему или ближнему зарубежью, странам развитым или развивающимся - то, что мы можем обозначить как "географическую структуру ВЭД";
г) преференции и льготы, установленные правительством Российской Федерации, федеральными законами и международными обязательствами Российской Федерации.
Величины данных таможенных платежей являются главным и определяющим финансовым результатом деятельности таможенных органов и в таком качестве могут служить их характеристикой.
При этом следует раздельно учитывать величины начисленных и взысканных таможенных платежей, так как разница между начисленными и взысканными таможенными платежами отражает величину условно начисленных таможенных платежей, что в первую очередь отражает товарооборот со странами СНГ.
Другим показателем, отражающим экономическую эффективность деятельности таможенных органов на всех уровнях является часть таможенных платежей, составляющая "плату за услуги", предоставляемые таможенными органами участникам ВЭД, и иные платежи, формирующие Фонд развития таможенной системы.
Указанные таможенные платежи включают:
1. Сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действий лицензий;
2. Сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
3. Таможенные сборы за таможенное оформление;
4. Таможенные сборы за хранение товаров;
5. Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
6. Плата за консультирование и информирование;
7. Плата за принятие предварительных решений;
8. Плата за участие в таможенных аукционах;
9. Средства за представляемые отсрочки и рассрочки;
10. Средства от реализации товаров, транспортных средств, являющихся предметом залога;
11. Штрафы за нарушение таможенных правил, валютного законодательства и за совершение административных правонарушений;
12. Платежи с физических лиц;
13. Суммы возмещения материального ущерба, пени и иные сборы, предусмотренные таможенным законодательством.
Как видно из приведенного перечня, величина данных таможенных платежей также может служить количественной оценкой экономической эффективности деятельности таможен.
Порядок проведения сравнительного анализа деятельности таможен
Из общего списка заключаются таможни, отличающиеся от остальных ярко выраженной специализацией (оперативные и тыловые таможни).
Полученные для каждой таможни абсолютные величины напряженности деятельности, характеристики внешних условий деятельности таможни, ее правоохранительной деятельности, экономической эффективности деятельности и общей штатной численности таможни, сравниваются в рамках категорий таможен. Весь набор критериев сравнивается с аналогичными показателями отчета за предыдущий период. На основании данного сравнения, анализа всех выше перечисленных показателей и характеристик за определенный период времени, в случае выявления постоянной (в текущем и предыдущем периодах) тенденции к определенному изменению категории выносится предварительное решение об изменении категории данной таможни в сторону понижения или повышения его категории.
Последовательность проведения сравнительного анализа следующая:
1. Сравниваемые показатели и величины группируются по таможням одной категории.
2. По следующей формуле вычисляются условные границы перехода из одной категории в другую по данному показателю:
n m
Сумма X x m + 4 x Сумма Y x n
1 1
-------------------------------, где из двух соседних категорий
4 x n x m
n
Сумма X - сумма показателя по таможням более высокой категории,
1
n - количество таможен более высокой категории,
m
Сумма Y - сумма показателя по таможням более низкой категории,
1
m - количество таможен более низкой категории.
Для высшей и третьей категорий соответственно верхняя и нижняя условные границы не вычисляются.
3. Строится гистограмма, на которую наносится изучаемый показатель для таможен данной категории и условные границы перехода из данной категории в более высокую и более низкую категории.
4. Ha основании данной гистограммы по изучаемому показателю делается одно из следующих заключений:
- таможня соответствует уровню таможен своей категории;
- таможня соответствует уровню таможен более высокой категории;
- таможня соответствует уровню таможен более низкой категории.
5. После изучения всех показателей строится итоговая гистограмма сделанных заключений:
Результат сравнительного анализа деятельности таможни за период ___ года.
Таможня: Наименование.
Существующая категория: __.
Подчинение: РТУ.
1 ---------------------------------------------------------------------\
| | X | | X | | X | |
0 +--------| X |--| X |-----------------------------| X |--------------|
| | X | | X | | X | | X | | X | | X | | X | |
-1 +-| X |--| X |--| X |--| X |--------| X |---------| X |--| X |-------|
| | X | | X | | X | | X | | X | | X | | X | | X | | X | | X | |
-2 +--------------------------------------------------------------------|
Оборот Оборот Начис- Взыс- Взыс- Всего Конт- Пока- Пока- Общая
внеш- внеш- лено кано кано конт- ракто- затель затель штат-
ней ней плате- плате- пла- ракто- держа- право- напря- ная
тор- тор- жи в жи в тежи держа- телей охра- женно- чис-
говли, говли, феде- феде- в телей своего ните- сти лен-
тонн долла- раль- раль- ФРТС регио- льной дея- ность
ры США ный ный на де- дея- тель-
бюджет бюджет ятель- тель- ности
ности ности
0 - означает, что таможня соответствует уровню таможен своей категории;
-1 - означает, что таможня соответствует уровню таможен более низкой категории;
1 - означает, что таможня соответствует уровню таможен более высокой категории.
6. По результатам изученных показателей за данный период делается вывод о возможности сохранения или необходимости изменения существующей категории таможни.
Вывод о необходимости изменения категории в ту или иную сторону делается в случае, если на это указывают 50% и более из исследуемых показателей.
7. По аналогичной процедуре проводится сравнительный анализ показателей предыдущего периода, за исключением случаев, когда данные периоды не могут быть сопоставимы из-за значительных изменений внешних и иных условий осуществления таможенного контроля, значительных изменений в положениях таможенной политики Российской Федерации.
8. Проводится сравнение сделанных выводов за исследуемый и предыдущий период.
По итогам сравнения делаются следующие предварительные заключения:
о необходимости повышения категории - в случае, если за оба исследуемых периода сделан вывод о необходимости повышения категории;
о необходимости понижения категории - в случае, если за оба исследуемых периода сделан вывод о необходимости понижения категории;
о необходимости сохранения категории - во всех остальных случаях.
9. Для подготовки окончательного заключения проводится анализ иных указанных в Положении о категорировании таможенных органов показателей и характеристик:
- фактором, влияющим на понижение категории таможни может являться то, что ее регион деятельности охватывает часть территории субъекта Российской Федерации;
- фактором, влияющим на понижение категории таможни может являться то, что основу оформляемого ею внешнеторгового оборота составляет ограниченная номенклатура товаров;
- фактором, влияющим на понижение категории таможни может являться то, что по показателям оформляемого ею внешнеторгового оборота в стоимостном выражении имеется значительное (75% и более) превышение экспорта над импортом;
- фактором, влияющим на повышение категории таможни может являться то, что в ее структуре дополнительно появилось (со времени предыдущего установления категории) 3 и более открытых для международного сообщения пунктов пропуска, расположенных непосредственно на таможенной границе Российской Федерации;
- фактором, влияющим на повышение категории таможни может являться то, что в ее структуре дополнительно появилось (со времени предыдущего установления категории) 3 и более таможенных постов первой и второй категорий;
- фактором, влияющим на повышение категории таможни может являться то, что она имеет значительный (5% и более от суммарного показателя по всей таможенной системе) вклад в доходную часть федерального бюджета.
10. В случае, если на основании анализа всех вышеперечисленных показателей и факторов делается вывод о необходимости изменения категории таможни, соответствующее предложение вносится на рассмотрение Организационно-структурной комиссии ГТК России в порядке, определенном Положением о категорировании таможенных органов и Положением об организационно-структурной работе.
<< Приложение 1. Положение о категорировании таможенных органов РФ |
||
Содержание Приказ ГТК РФ от 21 марта 2000 г. N 219 "О решении коллегии ГТК России "О категорировании таможенных органов Российской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.