Письмо ГТК РФ от 30 марта 2000 г. N 21-11/8044
"О направлении предложений"
Приказом ГТК РФ от 26 декабря 2003 г. N 1553 настоящее письмо признано недействующим
Во исполнение п.6.3 Плана работы Комиссии ГТК России по совершенствованию деятельности таможенных органов в части обеспечения доходов федерального бюджета (далее - Комиссия ГТК России) и реализации порядка учета участников ВЭД, Таможенной инспекцией ГТК России разработаны предложения по вопросу определения потенциальных возможностей налогоплательщиков по обеспечению уплаты таможенных платежей и оказания им необходимой помощи в осуществлении внешнеэкономической деятельности со стороны таможенных органов. Указанные предложения направляются для использования в работе.
1. Для выработки единого подхода в части обеспечения доходов федерального бюджета и исключения фактов необоснованных действий по ужесточению таможенного контроля, считаем необходимым довести до сведения участников ВЭД региона информацию о создании Комиссии ГТК России и направлениях ее деятельности.
2. Создать действенную систему учета участников ВЭД, а через нее систему предварительного декларирования их намерений, которые, в свою очередь, создадут возможность влияния на динамику формирования доходной части бюджета.
Так, при постановке на учет в таможенных органах конкретных участников ВЭД, в соответствии с приказом ГТК России от 01.12.99 г. N 831, представляется возможным идентифицировать "добросовестных" и "недобросовестных" участников ВЭД и применять к ним адекватные формы и методы таможенного контроля. Для внедрения такой классификации необходимо установить критерии, на основании которых участники ВЭД, получившие статус "добросовестных", смогут обладать преимуществами при осуществления таможенных процедур. Это, в свою очередь, позволит таким организациям ускорить товарооборот, увеличить прибыль, стимулировать остальных участников ВЭД к переходу в категорию "добросовестных", а также формировать заинтересованность у лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу России, в соблюдении таможенного законодательства.
Приказом ГТК РФ от 31 августа 2000 г. N 786 упомянутый выше приказ ГТК РФ от 1 декабря 1999 г. N 831 отменен в связи с отказом в государственной регистрации Минюстом РФ (письмо Минюста РФ от 8 августа 2000 г. N 6745-ЭР, информация опубликована в газете "Экономика и жизнь", сентябрь 2000 г., N 37)
Качество определения статуса "добросовестности" участника ВЭД зависит от своевременности получения информации и ее достоверности. Наиболее достоверной информацией являются результаты проверок финансово-хозяйственной деятельности как самих участников ВЭД, так и таможенных брокеров, представляющих их интересы.
См. также Методические рекомендации по формированию перечня добросовестных участников ВЭД, направленные письмом ГТК РФ от 26 декабря 2002 г. N 01-06/51349
В качестве основных критериев оценки "добросовестности" участников ВЭД считаем целесообразным применять следующее:
- период фактической деятельности с момента образования юридического лица, форма собственности, величина уставного капитала;
- платежеспособность и природа происхождения денежных средств, способность выполнения гарантийных обязательств;
- соблюдение требований таможенного и налогового законодательства;
- отсутствие задолженности перед таможенными органами по наложенным взысканиям и подлежащим уплате таможенным платежам;
- динамика перемещения (количество перемещенных товаров за определенный период) товаров через таможенную границу Российской Федерации и их назначение (реализация, обеспечение непрерывности производства, гуманитарные и иные цели) и др.
Кроме того, выводы об определении статуса "добросовестности" участников ВЭД необходимо делать на основе результатов взаимодействия подразделений таможенных органов с другими контролирующими, правоохранительными и регистрационными органами.
Как показывает анализ информации, осуществленный сотрудниками подразделений взимания федеральных таможенных доходов, 70% таможенных платежей приходится на долю 350 плательщиков, что требует от таможенных органов разработки специальных технологий таможенного оформления товаров для таких организаций, предусматривающих упрощение таможенных процедур.
В качестве информации можно отметить, что в ГУФТД ГТК России создано подразделение по работе с крупными плательщиками таможенных платежей, основной задачей которого является упорядочение процесса таможенного оформления товаров организациями, доля таможенных платежей которых в наибольшей степени влияет на собираемость таможенных платежей, повышение степени управления и прогнозирования процесса уплаты таможенных платежей, их планирования. Также разрабатываются временная технология работы с крупными налогоплательщиками, предусматривающая упрощение для таких организаций ряда таможенных процедур, и критерии отбора таможенных брокеров, рекомендованных для работы с крупными налогоплательщиками.
Приказом ГТК РФ от 26 марта 2001 г. N 303 утверждена Временная технологическая схема работы таможенных органов с крупными плательщиками
3. В настоящее время стала актуальной объективная необходимость в комплексном подходе к анализу и планированию экономического развития страны. Разработка и реализация программ финансового оздоровления экономики, повышения ее инвестиционной привлекательности, собираемости налогов и сборов, в том числе и таможенных платежей, не может не включать в себя комплекс работ по выявлению наиболее финансово устойчивых предприятий и организаций. Поэтому вопрос о финансовой надежности участников ВЭД является одним из ключевых и для таможенных органов, и для участников ВЭД, и для государства в целом. Для определения степени финансовой устойчивости участников ВЭД необходимо разработать методику ее оценки и применять эту методику при проведении проверочных мероприятий, в том числе проверок финансово-хозяйственной деятельности.
В ходе разработки и реализации программы оценки надежности участников ВЭД могут быть решены и такие задачи, как стандартизация подходов к анализу финансового состояния участников ВЭД, организация системы мониторинга их финансового состояния, осуществление контроля на основе управления рисками, создание единого информационного поля взаимодействия таможенных, налоговых и иных контролирующих органов, администраций, банков и предприятий и его максимальное практическое использование и т.д. Решение этих задач позволит сделать выводы о возможности исполнения участником ВЭД обязательств по своевременной уплате таможенных платежей.
Анализ финансово-экономической деятельности должен быть основан на требовании таможенных органов о надежности конкретного участника ВЭД с точки зрения способности уплаты таможенных платежей.
Важнейшим (но не единственным) критерием оценки надежности участника ВЭД является комплексная оценка его финансово-экономического состояния.
При разработке критериев и методики финансово-экономической оценки надежности участников ВЭД необходимо исходить из того, что для проведения финансового анализа большого числа респондентов и определения их надежности, необходимо сформировать группу показателей, дающих в совокупности комплексную характеристику состояния и перспектив любого участника ВЭД. По нашему мнению, количество таких показателей должно быть невелико, так как только в этом случае можно, с одной стороны, создать предпосылки для оперативности и комплексности анализа, а с другой избежать чрезмерной трудоемкости и исключить противоречивость выводов. Расчет показателей должен основываться на наиболее доступных формах отчетности предприятия (к таким формам отчетности можно отнести баланс предприятия - форма N 1 и отчет о прибылях и убытках - форма N 2).
Кроме того, должна быть дана четкая и недвусмысленная интерпретация показателей и их значений, а также совокупных значений показателей. Иными словами, в методике должна быть разработана специальная система ранжирования, в которой каждому показателю соответствует свое значение ранга, а сумма, полученная оцениваемым участником ВЭД, отнесет его к конкретной группе финансово-экономической надежности участников ВЭД.
Для формирования перечня показателей оценки надежности участников ВЭД Таможенной инспекцией были выбраны следующие важные, по ее мнению, стороны хозяйственной деятельности участников ВЭД: эффективность, рискованность и качество управления бизнесом, а также долгосрочные и краткосрочные перспективы платежеспособности участника ВЭД.
Предлагаемый подход позволяет получить комплексную характеристику деятельности участника ВЭД и рассчитать интегральный показатель его финансового состояния.
Эффективность бизнеса оценивается с помощью показателя "Рентабельность собственного капитала". Данный показатель учитывает как управляемость предприятием/организацией, так и его/ее рыночный потенциал и показывает, какую прибыль имеет акционер/участник общества/товарищ на каждый рубль вложенных средств. Ориентиром здесь может служить ставка рефинансирования ЦБ РФ.
Рискованность бизнеса оценивается с помощью показателя "Уровень собственного капитала". Уровень собственного капитала, равный 60%, достаточен для соблюдения требования финансовой устойчивости и может служить ориентиром для определения степени надежности участника ВЭД. У первоклассных предприятий он может быть равен или выше 70%, и в таком случае даже случайные колебания рыночной конъюнктуры не смогут повлиять на его финансовую устойчивость. Уровень собственного капитала менее 50% может свидетельствовать о том, что большая часть предприятия уже принадлежит не его собственникам, а кредиторам и финансовая устойчивость предприятия находится на низком уровне.
Долгосрочные и краткосрочные перспективы платежеспособности учитывают риск невозврата денежных средств, т.е. риск банкротства предприятия/организации. При определении риска банкротства (в различных его проявлениях) учитывают коэффициент покрытия внеоборотных активов собственным капиталом и длительность оборота кредиторской задолженности.
Коэффициент покрытия внеоборотных активов собственным капиталом отражает платежеспособность участника ВЭД в долгосрочном периоде. Для обеспечения платежеспособности предприятия/организации в долгосрочной перспективе необходимо, чтобы перманентный капитал (равный сумме собственного капитала и долгосрочного заемного капитала) был больше суммы внеоборотных активов или их соотношение было больше единицы. Однако для первоклассных предприятий оно должно быть несколько выше, чтобы даже случайные рыночные колебания (в том числе уменьшение долгосрочного заемного финансирования) не смогли никоим образом повлиять на его финансовую устойчивость.
Показатель длительности оборота кредиторской задолженности рассматривается как индикатор платежеспособности в краткосрочном периоде.
Согласно п.2 ст.3 закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.98 N 6-ФЗ, "юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения". С этой точки зрения длительность оборота кредиторской задолженности больше 180 дней формально показывает, что сроки выполнения обязательств предприятия/организации уже истекли (или у предприятия/организации не хватает ресурсов, чтобы расплатиться с кредиторами в течении установленного срока) и присутствует повод для немедленного начала возбуждения процедуры банкротства. Естественно, что такое предприятие не подпадает включению в число надежных.
Качество управления бизнесом очень емко характеризуется показателем "Длительность оборота чистого производственного оборотного капитала". Положительное значение показателя указывает время, в течение которого обращаются оборотные средства предприятия (пройдя весь круг от оплаты сырья и материалов, нахождения их в виде производственных запасов, остатков незавершенного производства, запасов готовой продукции до получения платежа за реализованную продукцию). Отрицательное значение показателя свидетельствует об отсутствии собственных оборотных средств, а его величина характеризует минимальную сумму кредита на пополнение оборотных средств, необходимую предприятию.
На основании анализа длительности оборота чистого производственного оборотного капитала могут быть сделаны выводы о качестве управления предприятием. При рациональном управлении оборотным капиталом предприятия длительность оборота чистого производственного оборотного капитала положительна, но близка к нулю. Это означает, что структура дебиторской и кредиторской задолженностей сбалансирована, а величина запасов определяется технологическими особенностями производства. Увеличение рассматриваемого показателя указывает, что значительные финансовые ресурсы заморожены в оборотных средствах. Следовательно, либо на предприятии нерациональная закупочно-сбытовая деятельность (размеры запасов избыточны), либо неэффективна работа с дебиторами, и предприятие предоставляет бесплатный кредит своим контрагентам.
Отрицательная, но близкая к нулю величина длительности оборота свидетельствует о рискованности политики предприятия, строящего свою деятельность на использовании бесплатных кредитов поставщиков. Значительные отрицательные значения свидетельствуют об отсутствии у предприятия собственных оборотных средств и наличии проблем с финансовой устойчивостью. Причинами роста длительности оборота чистого производственного оборотного капитала могут быть либо убыточность деятельность предприятия, либо отвлечение средств (например, на содержание социальной сферы). И в том, и в другом случае предоставление финансовых ресурсов такому предприятию не решит его проблемы.
Таким образом, на основе динамического анализа всего пяти финансовых показателей - рентабельности собственного капитала, уровня собственного капитала, коэффициента покрытия внеоборотных активов собственным капиталом, длительности оборота кредиторской задолженности и длительности оборота чистого производственного оборотного капитала - дается достаточно полная комплексная характеристика финансово-экономического состояния и перспектив развития анализируемого объекта - участника ВЭД. Для того, чтобы перечисленные показатели могли использоваться для целей финансово-экономической оценки надежности участников ВЭД, необходимо разработать систему ранжирования предприятия, базирующуюся на мировом опыте финансово-экономического анализа, на российском законодательстве и опыте работы с российскими предприятиями - участниками ВЭД.
В соответствии с предлагаемым подходом, в зависимости от количества набранных баллов, предприятие относится к одной из четырех групп финансового состояния. Участники ВЭД, попавшие в первую или вторую группы (оценка положительна) получает статус надежного, в третью или четвертую (оценка отрицательна) - нет.
Как уже было сказано, комплексная оценка финансово-экономического состояния участника ВЭД является важнейшим, но не единственным критерием оценки его надежности. При оценке надежности принимаются во внимание также отсутствие задолженности по уплате таможенных и иных платежей в бюджет, неисполнение решений таможенных, судебных и иных контрольных надзорных органов, наличие лицензий на лицензируемые виды деятельности и сертификатов на виды деятельности, подлежащие обязательной сертификации, просроченная кредиторская задолженность перед финансово-кредитными учреждениями и т.д.
Разработка и реализация методики проведения анализа финансово-экономической деятельности для определения надежности участников ВЭД дает мощный импульс социально-экономическому развитию, позволит существенно сблизить финансово-экономические интересы таможенных органов, региональных администраций, банков и участников ВЭД.
Расчет комплексной оценки базируется на утвержденных Минфином формах внешней бухгалтерской отчетности (баланс и отчет о прибылях и убытках). Такой подход дает возможность оперативно получать необходимую для анализа информацию и не требует от участников ВЭД большого количества времени на сбор и представление информации.
4. В целях перераспределения денежных потоков на увеличение резервов поступления таможенных платежей на наш взгляд необходимо проведение мероприятий по установлению невостребованной фискальными органами части потенциала платежеспособности участников ВЭД, использующейся в настоящее время на необоснованные сборы от особенностей административного и национального законодательства, а также несовершенства таможенных технологий. Это позволит перераспределить высвобожденные дополнительные денежные средства на оплату товаров, уплаты таможенных платежей для исключения случаев нарушения таможенного законодательства и обеспечения деятельности законопослушных участников ВЭД при жестком учете и контроле за их деятельностью со стороны таможенных органов.
5. Таможенные органы России продолжают рассматриваться исключительно в качестве фискальных, непосредственно заинтересованных в росте импорта, как главного источника налогообложения. Необходимость выполнения планового задания по пополнению бюджета вынуждает ужесточать фискальные функции, что, в свою очередь приводит к появлению огромного количества нормативных документов, регламентирующих процедуры таможенного контроля. Унификация и сокращение количества нормативных документов, регламентирующих процедуры таможенного контроля с целью ухода от "вольного" трактования на местах требований ГТК России, "смягчения" отношения к импортерам, использования "белых пятен" законодательства позволит избежать возникновения условий, при которых участники ВЭД становятся нарушителями вынужденно, в силу отсутствия четкой правовой регламентации в таможенном законодательстве и превентивных мер со стороны таможенных органов.
Таким образом, необходимо организовать контроль за деятельностью участников ВЭД с использованием системного подхода, объединяющего меры экономического, правового, информационного и организационного характера и обеспечивающего переход от жесткой запретительно-фискальной политики в области таможенного дела к динамичной экономико-правовой разрешительной системе и контроль за ее функционированием на всех уровнях.
При подготовке изложенных выше предложений использованы следующие материалы: Закон РФ от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", нормативные акты Министерства финансов России, приказ ГТК России от 01.12.99 N 831 "О порядке учета участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах Российской Федерации", материалы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по вопросу "Реестра надежных партнеров".
Заместитель начальника |
А.И.Рязанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГТК РФ от 30 марта 2000 г. N 21-11/8044 "О направлении предложений"
Текст письма официально опубликован не был
Приказом ГТК РФ от 26 декабря 2003 г. N 1553 настоящее письмо признано недействующим