Переносятся ли сроки исполнения обязательства, истекающие в дни, объявленные в 2020 году нерабочими?
2020 г.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ). Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ). Содержание использованного в ст. 193 ГК РФ понятия "нерабочий день" гражданским законодательством не определено. Трудовым законодательством выделены выходные дни (ст. 111 ТК РФ), а также нерабочие праздничные дни (ст. 112 ТК РФ). В силу ст. 111 ТК РФ при пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд. Судебная практика показывает, что в целях применения ст. 193 ГК РФ под нерабочими днями понимают как воскресенье, так и субботу (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 22.04.2008 N 14056/07, от 27.07.2011 N 2475/11, АС Центрального округа от 07.11.2019 N Ф10-4993/19, АС Северо-Кавказского округа от 19.04.2016 N Ф08-2073/16).
Нерабочие дни с 30 марта по 11 мая
Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294 дни с 30 марта по 3 апреля, с 4 по 30 апреля и с 6 по 8 мая 2020 г. объявлены нерабочими. Это свидетельствует о наличии формальных оснований для применения в гражданско-правовых отношениях правил ст. 193 ГК РФ в случае, если последний день срока приходится на любой день в пределах вышеуказанного периода (а не только на субботу или воскресенье). Подобная логика на сегодняшний день отражена в ряде разъяснений. Так, например, Банк России в информационном письме от 27.03.2020 N ИН-03-31/32 указал на то, что если последний день срока исполнения клиентом обязательства, возникшего в связи с предоставлением кредита (займа), приходится на период с 30 марта по 3 апреля 2020 года, днем окончания срока считается ближайший следующий рабочий день (на сегодняшний день эта позиция скорректирована Банком России)*(1). Косвенно аналогичный подход вытекает из подп. 1 п. 5 письма Минфина России от 27.03.2020 N 24-06-08/24649 (применительно к тем срокам размещения извещений о закупках, которые в соответствии с законодательством подлежат исчислению в рабочих днях), подп. 1 письма Минстроя России от 31.03.2020 N 12246-МЕ/06.
Вместе с тем нельзя не признать, что имеются определенные основания для корректировки такого подхода. Правовой смысл ст. 193 ГК РФ состоит, в частности, в предоставлении участникам гражданско-правовых отношений возможности исполнения обязательств, в том числе с учетом установленного ст. 113 ТК РФ запрета работы (за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом) в выходные и нерабочие праздничные дни. Объявленные Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294 нерабочими дни, выпадающие не на субботу, воскресенье или нерабочий праздничный день, не относятся к выходным или нерабочим праздничным (см. в связи с этим, например, п. 3 Рекомендаций Минтруда России). Кроме того, положения Указов NN 206, 239 и 294 не распространяются на некоторые категории организаций (см. п. 2 Указа N 206, п. 4 Указа N 239 и п. 3 Указа N 294), а значит в части установления "нерабочих" дней не имеют универсального характера. Более того, ряд нормативных правовых актов, принятых вслед за вышеупомянутыми указами, по существу расширяет перечень лиц, на которые не распространяются эти указы. В частности, из п.п. 4, 5 распоряжения Правительства РФ от 27.03.2020 N 762-р по существу следует, что допускается продажа любых товаров (причем, при определенных условиях, не только дистанционным способом), за исключением товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.
Наконец, очевидно, что положения ст. 193 ГК РФ рассчитаны не на чрезвычайные обстоятельства, а на обычные условия гражданского оборота, которые, как известно, не предполагают возможности существования столь длительных периодов, в пределах которых нерабочие дни следуют подряд, как в нынешней ситуации. В этом смысле, на наш взгляд, вопрос о наличии оснований для применения ст. 193 ГК РФ к срокам, истекающим в период с 30 марта по 11 мая 2020 г., должен решаться индивидуально, в зависимости от конкретных обстоятельств, в том числе с учетом того, распространяется ли на контрагента действие упомянутых Указов, а также иных правовых актов, ограничивающих возможность осуществления деятельности в период введения режима повышенной готовности.
На сегодняшний день принципиальная возможность применения такого подхода нормативно предусмотрена лишь для отношений, связанных с осуществлением закупок на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (причем лишь в части, не связанной с исполнением договорных обязательств). Согласно подп. "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 443 в период с 4 по 30 апреля 2020 года предусмотренные указанным законом и соответствующими нормативными актами сроки, исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях. При этом суббота и воскресенье не учитываются при исчислении указанных сроков. Если последний день срока, исчисляемого в днях, приходится на определенный Указом N 239 нерабочий день, то днем окончания срока считается этот нерабочий день, за исключением случая, если последний день срока приходится на субботу или воскресенье. В этом случае днем окончания срока считается следующий за ними понедельник. Иными словами, в целях исчисления сроков при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ объявленные упомянутыми Указами нерабочими дни приравниваются к рабочим, за исключением суббот и воскресений.
Подчеркнем, что на сегодняшний день отсутствуют нормативные акты, из которых бы следовало, что описанный порядок может применяться и в целях исчисления установленных законом или договором сроков. Однако по существу аналогичные разъяснения по этому вопросу приведены в утвержденном Президиумом ВС РФ 21.04.2020 г. Обзоре по отдельным вопросам судебной практики,связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (см. Вопрос 5 Обзора).
ВС РФ разъяснил, что нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239, не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ. В связи с этим само по себе установление нерабочих дней в указанный период не влияет на порядок исчисления сроков.
В случае возникновения спора вопрос о наличии оснований для применения к отношениям сторон правила, предусмотренного ст. 193 ГК РФ, может быть разрешен лишь судом. В заключение напомним, что независимо от этого должник может быть освобожден от неблагоприятных последствий, связанных с нарушением срока исполнения обязательства, если докажет, что такое нарушение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (см. п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Эти разъяснения ВС РФ в полной мере применимы и к установленным Указом Президента РФ от 28.04.2020 N 294 нерабочим дням в период с 6 по 8 мая (см. Вопрос 1 Обзора по отдельным вопросам судебной практики,связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом ВС РФ 30.04.2020 г.).
Нерабочие дни 24 июня и 1 июля
В заключение затронем вопрос о двух днях, которые являются нерабочими в соответствии с Указом Президента РФ от 29.05.2020 N 345 (24 июня 2020 года), а также Указом Президента РФ от 01.06.2020 N 354 и ч. 5 ст. 2 Закона от 14.03.2020 N 1-ФКЗ (1 июля 2020 года). На наш взгляд, безусловных оснований для того, чтобы распространять описанный выше подход и на указанные два дня, не имеется. Ведь если положения Указов Президента РФ от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294 об объявлении нерабочих дней, как уже отмечалось, не распространялись на некоторые категории организаций (см. п. 2 Указа N 206, п. 4 Указа N 239 и п. 3 Указа N 294), то есть не устанавливали единых для всех организаций нерабочих дней, то 24 июня и 1 июля 2020 года, по смыслу вышеупомянутых норм, объявлены именно общероссийскими нерабочими днями и вполне могут считаться нерабочими в целях применения ст. 193 ГК РФ. На данный момент единственное разъяснение государственных органов, где затрагивается вопрос о статусе 24 июня и 1 июля 2020 года, содержится в письме Минфина России от 19 июня 2020 г. N 24-06-08/53388, которое посвящено вопросам осуществления закупок в соответствии с федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ и от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Из этого разъяснения следует, что для целей осуществления закупок 24 июня и 1 июля 2020 года рассматриваются Минфином России применительно к ст. 193 ГК РФ как нерабочие дни. Полагаем, что до формирования единообразного подхода аналогичным образом этот вопрос должен решаться и для иных целей.
Ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
______________________________
*(1) См. в связи с упомянутыми разъяснениями Банка России Вопрос 2 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом ВС РФ 30.04.2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.