См. Обзор - 2021 по другим налогам
Обзор основных изменений по налогу на прибыль - 2021
(глава 25 НК РФ)
(подготовлено экспертами компании "Гарант", август 2020 г. - декабрь 2021 г.)
Изменения по налогу на прибыль с 1 января 2021 года
IT-компании лишены права на отказ от применения амортизационного механизма признания расходов в отношении ЭВТ (с 1 января 2021 года)
(п. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ)
С 01.01.2021 утратил силу п. 6 ст. 259 НК РФ, который предоставлял организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий, право признавать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники в порядке, установленном пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (в том числе, единовременно), а не посредством амортизации.
Данная мера обусловлена предоставлением IT-компаниям с указанной даты более выгодной налоговой льготы в виде пониженной до уровня 3 процентов ставки налога на прибыль.
Для компаний из IT-отрасли и электронной индустрии установлена пониженная налоговая ставка в размере 3 процентов (с 1 января 2021 года)
(п. 4 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ)
Пункты 1.15, 1.16 ст. 284 НК РФ, вступившие в силу с 01.01.2021, устанавливают льготную налоговую ставку по налогу на прибыль в общем размере 3 процента (все в федеральной части, в региональной - 0 процентов) для российских организаций, которые осуществляют деятельность:
- в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных;
- по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.
Для этого указанные категории налогоплательщиков должны довлетворять требованиям о наличии у них соответствующей государственной аккредитации (о включении их в специализированный реестр), о доле доходов от осуществления указанных видов деятельности по данным налогового учета на уровне не ниже 90 процентов (с некоторыми особенностями), а также о среднесписочной численности работников за отчетный (налоговый) период не менее семи человек.
Позиционируется, что это одна из самых низких налоговых ставок в мире для данной сферы деятельности, что важно с точки зрения международной налоговой конкуренции.
Скорректирован порядок уменьшения дохода от реализации имущественных прав (долей, паев) (с 1 января 2021 года)
(пп. "а" п. 12 ст. 2, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ)
Согласно действующей с 01.01.2021 редакции пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации имущественных прав (долей, паев) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций не только на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией (как ранее), но и на величину вклада в имущество организаций, доли (паи) которых были приобретены, в виде денежных средств, уменьшенных на сумму денежных средств, указанных в пп. 11.1 п. 1 ст. 251 НК РФ (если иное не предусмотрено п. 10 ст. 309.1 или п. 2.2 ст. 277 НК РФ). В пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ говорится о денежных средствах, полученных организацией безвозмездно от хозяйственного общества или товарищества, акционером (участником) которых такая организация является, в пределах суммы ее вклада (вкладов) в имущество в виде денежных средств, ранее полученных хозяйственным обществом или товариществом от такой организации. При этом установлено, что величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), принадлежащих налогоплательщику.
Уточнен порядок определения дохода в виде дивидендов при выходе из организации (при распределении ее имущества при ликвидации) (с 1 января 2021 года)
(п.п. 10, 13 ст. 2, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ)
С 01.01.2021 претерпела изменения предусмотренная п. 1 ст. 250 НК РФ методика определения размера внереализационного дохода налогоплательщика, приравниваемого к дивидендам, в виде имущества (имущественных прав), который получен акционером (участником) организации при выходе из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками). С указанной даты он определяется в размере, превышающем не только фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) соответствующим акционером (участником) стоимость акций (долей, паев) такой организации (как ранее), но и величину внесенного им вклада в имущество организации в виде денежных средств, уменьшенных на сумму денежных средств, указанных в пп. 11.1 п. 1 ст. 251 НК РФ. В пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ говорится о денежных средствах, полученных организацией безвозмездно от хозяйственного общества или товарищества, акционером (участником) которых такая организация является, в пределах суммы ее вклада (вкладов) в имущество в виде денежных средств, ранее полученных хозяйственным обществом или товариществом от такой организации.
Аналогичные поправки с начала текущего налогового периода внесены и в п. 2 ст. 277 НК РФ.
Уточнен порядок определения расходов при реализации или ином выбытии ценных бумаг (с 1 января 2021 года)
(п. 14 ст. 2, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ)
Суть нововведений заключается в том, что расходы налогоплательщика при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, теперь определяются, в том числе, с учетом величины внесенного им вклада в имущество организации, ценные бумаги которой реализуются (выбывают), в виде денежных средств, уменьшенных на сумму денежных средств, указанных в пп. 11.1 п. 1 ст. 251 НК РФ. В пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ говорится о денежных средствах, полученных организацией безвозмездно от хозяйственного общества или товарищества, акционером (участником) которых такая организация является, в пределах суммы ее вклада (вкладов) в имущество в виде денежных средств, ранее полученных хозяйственным обществом или товариществом от такой организации. При этом установлено, что величина вклада в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации акций, рассчитывается пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.
Соответствующие поправки с 01.01.2021 внесены в п. 3 ст. 280 НК РФ.
Уточнен порядок определения доли прибыли, приходящейся на ОП (с 1 января 2021 года)
(п. 9 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2020 N 195-ФЗ)
Так, с 01.01.2021 абзац первый п. 2 ст. 288 НК РФ устанавливает, что в случае, если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от общих (3 и 17 процентов) налоговые ставки, то определение доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
Установлены особенности формирования резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год (с 1 января 2021 года)
(п. 36 ст. 2, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
На основании п.п. 6, 7 ст. 324.1 НК РФ с 01.01.2021 налогоплательщики должны формировать резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год (далее - резерв) с учетом следующих особенностей: инвентаризация резерва осуществляется до момента представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период. Если сумма вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, фактически начисленных до даты инвентаризации, превышает сумму резерва, сформированного на последнюю дату отчетного (налогового) периода, то сумма превышения включается в состав расходов отчетного (налогового) периода. Если сумма вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, фактически начисленных до даты инвентаризации, оказывается меньше суммы резерва, сформированного на последнюю дату отчетного (налогового) периода, то разница подлежит включению в состав внереализационных доходов отчетного (налогового) периода. При этом установлено, что при определении суммы фактически начисленного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год не учитываются расходы, списанные за счет резерва, созданного в предыдущем налоговом периоде.
Для производителей СМИ и книг в три раза увеличен норматив признания в расходах стоимости испорченной и морально устаревшей продукции (с 1 января 2021 года)
(Федеральный закон от 15.10.2020 N 323-ФЗ)
С начала текущего налогового периода налогоплательщики, осуществляющие производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, могут относить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, потери в виде стоимости списываемой бракованной, утратившей товарный вид, а также нереализованной в пределах установленных сроков (морально устаревшей) продукции средств массовой информации и книжной продукции в пределах не более 30 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. До 01.01.2021 данный норматив был установлен на уровне 10 процентов, то есть он увеличен в три раза.
Соответствующая поправка внесена в пп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Доходы от реализации ОС после частичного инвестиционного налогового вычета можно уменьшать на часть его остаточной стоимости (с 1 января 2021 года)
(пп. "а" п. 12 ст. 2, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ)
Подпункт 5 п. 1 ст. 268 НК РФ, вступивший в силу 01.01.2021, позволяет налогоплательщикам уменьшать доходы от реализации объектов основных средств, в отношении которых использовано право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, на остаточную стоимость указанного амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, соответствующую части первоначальной стоимости такого объекта основных средств, сформированной за счет расходов, в части которых налогоплательщик не использовал право на применение инвестиционного налогового вычета. То есть применение налогоплательщиком инвестиционного налогового вычета не ко всей, а к части первоначальной стоимости объекта основных средств не лишает налогоплательщика права уменьшить доход от его последующей продажи на его остаточную стоимость, но только в части расходов, в отношении которых инвестиционный налоговый вычет не применялся.
Инвестиционный налоговый вычет может быть применен и в отношении расходов на НИОКР (с 1 января 2021 года)
(п. 33 ст. 2, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
Соответствующие поправки с 01.01.2021 внесены в ст. 286.1 НК РФ. Так, региональные власти могут предоставить налогоплательщикам право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов на НИОКР, указанных в пп.пп. 1 - 5 п. 2 ст. 262 НК РФ (в пределах 90 процентов), по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений. Реализация налогоплательщиком данного права позволит ему уменьшить и сумму налога на прибыль (авансового платежа по нему), подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на величину, составляющую 10 процентов суммы указанных расходов.
Уменьшить налоговые обязательства посредством указанного механизма возможно в налоговом (отчетном) периоде, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы работ) либо подписан акт их сдачи-приемки, а также в следующих периодах.
Власти субъектов РФ наделены рядом полномочий по определению особенностей применения инвестиционного налогового вычета в отношении расходов на НИОКР. В частности, они вправе устанавливать предельный размер расходов на НИОКР, учитываемых при определении инвестиционного налогового вычета.
Следует учитывать, что налогоплательщик, использовавший право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов НИОКР, лишается права на включение указанных расходов в расчет налогооблагаемой прибыли, равно как и на их резервирование.
При реализации или ином выбытии созданного в результате произведенных расходов на НИОКР нематериального актива, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета в отношении этого нематериального актива, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.
Уточнен порядок определения финансового результата от реализации НМА (с 1 января 2021 года)
(п.п. 23, 24 ст. 2, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
Так, пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2021, предусматривает возможность уменьшения дохода от реализации амортизируемого имущества на его остаточную стоимость, определяемую не только в соответствии с п. 1 (как ранее), но и с п. 3 ст. 257 НК РФ, который с начала текущего налогового периода раскрывает порядок расчета остаточной стоимости нематериальных активов - она определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период их эксплуатации. Иными словами, уточнен порядок определения финансового результата от продажи нематериального актива для целей налогообложения прибыли.
Кроме того, с начала 2021 года пп. 4 п. 1 ст. 268 НК РФ установлено, что доход от реализации нематериального актива, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета, до истечения срока его полезного использования может быть уменьшен на первоначальную стоимость такого объекта нематериального актива при условии восстановления суммы налога, не уплаченной в связи с применением инвестиционного налогового вычета.
Расширен перечень необлагаемых целевых поступлений на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности (с 1 января 2021 года)
(пп. "б" п. 20 ст. 2, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
Так, на основании пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2021, к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль (при выполнении предусмотренных условий), относятся имущественные права в виде права безвозмездного пользования любым имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности. Соответственно, для применения пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ основания получения данных имущественных прав теперь также не имеют значения (в частности, они могут быть получены по договорам с частными коммерческими организациями). Напоминаем, что ранее указанный подпункт выводил из-под налогообложения лишь имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.
НКО не могут распределять между видами деятельности расходы, покрываемые за счет необлагаемых целевых средств (с 1 января 2021 года)
(п. 28 ст. 2, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. При этом с 01.01.2021 установлено, что данный порядок не применяется к расходам некоммерческих организаций, относящимся к уставной некоммерческой деятельности, которые должны осуществляться за счет средств целевого финансирования и (или) целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы.
Для резидентов Арктической зоны РФ установлена льготная налоговая ставка (с 1 января 2021 года)
(п.п. 7, 8 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2020 N 195-ФЗ)
Для организаций, получивших статус резидента Арктической зоны РФ в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ", отвечающих ряду установленных требований, предусмотрена возможность применения нулевой налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет. При выполнении необходимых условий это возможно в течение десяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета ими получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне РФ.
Кроме того, для данной категории налогоплательщиков субъекты РФ могут устанавливать пониженную (вплоть до нуля процентов) налоговую ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом установление таковой является обязательным условием применения налогоплательщиками-резидентами Арктической зоны РФ нулевой налоговой ставки в федеральной части (см. также письмо Минфина России от 10.09.2020 N 03-03-05/79427).
Соответствующие положения закреплены в обновленных редакциях п. 1.8 ст. 284, ст. 284.4 НК РФ, вступивших в силу 01.01.2021.
Изменения по налогу на прибыль с 2 июля 2021 года
Кредитные организации могут пользоваться расширенным перечнем безнадежных долгов до конца 2022 года (с 2 июля 2021 года)
(п. 37 ст. 2, ст. 6, ч.ч. 1, 7 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
Во-первых, на один год (то есть по 31.12.2022) продлено действие норм п. 2 ст. 266 НК РФ, согласно которым безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются суммы прекращенных перед налогоплательщиком - кредитной организацией денежных обязательств по уплате задолженности по кредитному договору при выполнении следующих условий:
- кредит предоставлен юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости;
- в отношении кредитного договора кредитной организации в 2020 и (или) в 2021 году предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством РФ.
Во-вторых, с 02.07.2021 указанный пункт дополнен аналогичными положениями, согласно которым также временно (по 31.12.2022) безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются суммы прекращенных перед налогоплательщиком - кредитной организацией денежных обязательств по уплате задолженности по кредитному договору при выполнении следующих условий:
- кредит предоставлен юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 на восстановление предпринимательской деятельности;
- в отношении кредитного договора кредитной организации в 2021 и (или) в 2022 году предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством РФ.
Данные поправки позволяют кредитным организациям включать суммы указанных обязательств в состав внереализационных расходов (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).
До 31.12.2022 продлено действие правила, позволяющего признавать проценты по кредиту при методе начисления на дату их уплаты по договору (с 2 июля 2021 года)
(ст. 6, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
На основании пп. 14 п. 4 ст. 271, пп. 12 п. 7 ст. 272 НК РФ налогоплательщики, применяющие метод начисления, временно должны признавать внереализационные доходы и расходы в виде процентов на дату их уплаты, предусмотренную кредитным договором о предоставлении налогоплательщику в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 средств на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, при условии, что в отношении такого кредитного договора кредитной организации предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством РФ.
С 02.07.2021 действие приведенных положений продлено на один год, то есть до 31.12.2022 (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2020 N 204-ФЗ).
При уменьшении уставного капитала по причине превышения им чистых активов облагаемого дохода не возникает (с 2 июля 2021 года)
(пп. "а" п. 32 ст. 2, ч.ч. 1, 8 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
Согласно пп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ в редакции, действующей с 02.07.2021, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации не только в соответствии с требованиями законодательства РФ (как раньше), но и если величина уставного капитала стала больше стоимости чистых активов общества по окончании отчетного года.
Действие обновленной редакции приведенной нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2021.
Изменения по налогу на прибыль с 2 августа 2021 года
Упрощены требования к документу, позволяющему не удерживать налог из доходов постоянных представительств иностранных компаний в РФ (с 2 августа 2021 года)
(п. 49 ст. 2, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
На основании пп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ в редакции, действующей с 02.08.2021, налоговый агент не должен исчислять и удерживать суммы налога на прибыль с выплачиваемых иностранным организациям доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, при условии уведомления получателем дохода налогового агента о том, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству иностранной организации в РФ, и в распоряжении налогового агента находится документ, подтверждающий постановку получателя дохода на учет в налоговых органах.
Ранее нормы данного подпункта устанавливали специальные требования к такому документу - это должна была быть нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде.
Для организаций в области творческой деятельности, деятельность в области культуры, искусства и организации развлечений, установлены льготы (с 2 августа 2021 года)
(пп. "а" п. 44, п.п. 46, 47 ст. 2, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
Так, организации, осуществляющие творческую деятельность, деятельность в области искусства и организации развлечений, деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры, получили следующие преференции:
- освобождение от обязанности по исчислению и уплате авансовых платежей по налогу на прибыль за налоговые периоды 2020 и 2021 годов;
- возможность уплаты налога на прибыль за налоговые периоды 2020 и 2021 годов не позднее 28.03.2022;
- освобождение от обязанности представлять налоговые декларации по налогу на прибыль за отчетные периоды 2020 и 2021 годов.
Виды экономической деятельности, осуществляемые указанными организациями, определяются по коду основного вида экономической деятельности в соответствии ОКВЭД, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 31.12.2020.
Соответствующие нормы с 02.08.2021 закреплены в п. 3.1 ст. 286, п. 6 ст. 287, п. 1 ст. 289 НК РФ.
Расширены полномочия региональных властей в отношении правил применения инвестиционного налогового вычета (с 2 августа 2021 года)
(пп.пп. "б"-"г" п. 45 ст. 2, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
Согласно пп.пп. 4.1, 4.2 п. 6 ст. 286.1 НК РФ, вступившим в силу 02.08.2021, законом субъекта РФ могут устанавливаться:
- объекты основных средств в виде зданий, сооружений, передаточных устройств, относящихся к восьмой - десятой амортизационным группам, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного налогового вычета, предусмотренное пп. 1 п. 6 ст. 286.1 НК РФ. Ранее возможность получения инвестиционного налогового вычета в виде расходов на приобретение или улучшение указанных категорий основных средств не предусматривалась;
- минимальные сроки фактического использования объектов основных средств (категорий объектов основных средств), до истечения которых реализация или иное выбытие (за исключением ликвидации) объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета, предусмотренного пп. 1 п. 6 ст. 286.1 НК РФ, сопровождается восстановлением и уплатой в бюджет суммы налога, не уплаченной в связи с применением такого вычета в отношении этого объекта основных средств, с уплатой соответствующих сумм пеней.
Сопутствующие поправки с той же даты внесены также в п.п. 4, 12 ст. 286.1 НК РФ.
Регионы могут уменьшать ставку для организаций, предоставляющих права использования результатов интеллектуальной деятельности (с 2 августа 2021 года)
(п. 41 ст. 2, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
Согласно п. 1.8-3 ст. 284 НК РФ, вступившему в силу 02.08.2021, для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению по лицензионному договору прав использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат налогоплательщику и зарегистрированы в Роспатенте, законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, в отношении прибыли, полученной от указанной деятельности.
Для применения указанной пониженной налоговой ставки требуется ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках такой деятельности, осуществляемой на территории соответствующего субъекта РФ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) от иной деятельности.
Виды результатов интеллектуальной деятельности, прибыль от предоставления прав использования которых может облагаться по пониженной налоговой ставке, размер этой налоговой ставки, дополнительные условия применения этой налоговой ставки определяются законом соответствующего субъекта РФ.
Изменения по налогу на прибыль с 29 ноября 2021 года
Смягчены условия освобождения "коронавирусных" субсидий от налогообложения (с 29 ноября 2021 года)
(пп. "а" п. 20 ст. 1, ч.ч. 1, 8 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ)
Подпункт 60 п. 1 ст. 251 НК РФ в редакции, действующей с 29.11.2021, освобождает от налогообложения доходы в виде субсидий (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученных из федерального и (или) регионального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на дату получения субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) относящимися к социально ориентированным некоммерческим организациям.
Как видим, в отличие от предыдущей редакции пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ действующая выводит из-под налогообложения доходы в виде субсидий, полученных не только из федерального, но и из регионального бюджета. Упрощены и требования к получателям субсидий: теперь субъектам малого и среднего предпринимательства достаточно быть включенным в единый реестр по состоянию на дату получения субсидии. Кроме того, действие освобождения распространено и на социально ориентированные некоммерческие организации.
Таким образом, вследствие изменений, внесенных в пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, под действие предусмотренного им освобождения от налогообложения будет подпадать большее количество "коронавирусных" субсидий. Прежняя же редакция приведенной нормы фактически распространялась лишь на субсидии, выплачиваемые на основании постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 (см., например, письма Минфина России от 02.09.2020 N 03-03-06/1/76953, от 26.01.2021 N 03-07-11/4157, от 30.12.2020 N 03-07-11/116076, от 13.11.2020 N 03-07-11/98888).
Следует также учитывать, что действие обновленных положений пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ распространяется на доходы, полученные начиная с налогового периода 2021 года.
Доходы от участия в мероприятиях, проводимых "президентскими" некоммерческими организациями по спецперечню, не облагаются налогом (с 29 ноября 2021 года)
(пп. "б" п. 20 ст. 1, ч.ч. 1, 8 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ)
Подпункт 62 п. 1 ст. 217 НК РФ, вступивший в силу 29.11.2021, выводит из-под налогообложения доходы, полученные налогоплательщиком в виде грантов, премий, призов и (или) подарков в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных, в том числе врученных в порядке исполнения договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров, организаторами таких соревнований, конкурсов, иных мероприятий, включенными в утвержденный Правительством РФ перечень и являющимися:
- некоммерческими организациями, учрежденными в соответствии с указами Президента РФ;
- некоммерческими организациями, учредителями которых являются данные некоммерческие организации.
Действие приведенной нормы распространяется на доходы, полученные начиная с налогового периода 2021 года.
Средства, полученные бюджетными учреждениями от передачи прав на вакцину от COVID-19 и направленные в бюджет, признаются в расходах (с 29 ноября 2021 года)
(пп. "б" п. 24 ст. 1, ч.ч. 1, 9 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ)
Так, на основании пп. 19.8 п. 1 ст. 265 НК РФ, вступившего в силу 29.11.2021, в составе внереализационных расходов учитываются перечисленные бюджетными учреждениями в федеральный бюджет денежные средства, полученные от предоставления права использования исключительных прав на изобретения и (или) секреты производства (ноу-хау) в отношении вакцины для профилактики новой коронавирусной инфекции.
Действие данной нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.