Как учреждению подготовиться к проверке по противодействию коррупции:
советы и примеры
1. Какие документы, могут запросить при проведении проверки
В соответствии с ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) организации, в том числе организации бюджетной сферы, обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Прокуратура РФ - это единая федеральная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п.п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", далее - Закон о прокуратуре).
Противодействие коррупции, ее выявление и пресечение как в органах власти и управления, так и в сфере хозяйственной деятельности учреждений, является одним из приоритетных направлений надзора прокуратуры. Кроме того, на прокуратуру возложены полномочия по реализации мер административного принуждения за нарушения законодательства о противодействии коррупции, а также по осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
При проведении проверки прокурор вправе затребовать представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (абз. 3 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре), которые предоставляются ему бесплатно (п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре). Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22 и 27 Закона о прокуратуре, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Как правило, при проведении проверок, прокурор запрашивает документы, свидетельствующие о выполнении организацией мер, предусмотренных ч. 2 ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции, а именно:
- об определении подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- о сотрудничестве организации с правоохранительными органами;
- о разработке и внедрении в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- о принятии кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- о предотвращении и урегулировании конфликта интересов;
- о недопущении составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Следует отметить, что разработка антикоррупционных мер не должна быть "формальностью", такие меры необходимы в первую очередь самой организации. Например, дача взятки работником организации (даже если работник действовал без распоряжения руководства) может послужить поводом для многомиллионных штрафов по ст. 19.28 КоАП РФ на саму организацию. В этом случае своевременно принятые локальные акты по противодействию коррупции могут помочь их избежать (см. например, постановление Четвертого КСОЮ от 31.08.2020 по делу N 16-3487/2020).
Кроме того, прокурорами, как правило, проверяется и выполнение всех предусмотренных в организации антикоррупционных мероприятий, а также выполнение законодательства в смежных областях, например:
- исполнение ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, а именно своевременное уведомление о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы;
- исполнение обязанности по преставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, работниками организации, которые обязаны предоставлять такие сведения;
- соблюдение п. 7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ. Напомним, что по данному пункту работник может быть уволен, в том числе, в связи с непринятием мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, или непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (см. например, определения Четвертого КСОЮ от 08.09.2020 по делу N 8Г-20663/2020[88-20831/2020], Второго КСОЮ от 09.06.2020 по делу N 8Г-6188/2020[88-6959/2020]);
- сохранность государственного и муниципального имущества и исполнение требований законодательства при его использовании и распоряжении. А также целевой характер использования такого имущества;
- проверка выявленных нарушений в хозяйственной деятельности организации на предмет возможности отнести такие нарушения к разряду коррупционных. Соответствие документов на получение бюджетных средств законам о бюджете, обоснованность и правомерность их выделения, соответствие их фактического использования целям выделения.
Особое вниманием прокуроров направлено на соблюдение законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд, так как в данной сфере, как правило, допускается большое количество нарушений.
2. Типичные нарушения Закона о противодействии коррупции, выявляемые при проверках. Мероприятия по устранению выявленных нарушений
Согласно информации Генеральной прокуратуры РФ "Противодействие коррупции. Памятка для предпринимателей" типичными нарушениями статьи 13.3 Закона о противодействии коррупции является непринятие организациями локальных нормативных актов по вопросам профилактики коррупции либо несвоевременное приведение их в соответствие с федеральным законодательством. Помимо этого в учреждениях:
- не определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- не разрабатывались стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы;
- организациями не всегда обеспечивается должное взаимодействие с правоохранительными органами;
- допускаются нарушения, связанные с непринятием мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
- допускаются нарушения законодательства о противодействии коррупции при осуществлении закупок товаров, работ и услуг. Наиболее типичные нарушения, выявляемые в этой сфере:
- исполнение государственного (муниципального) контракта аффилированными лицами заказчика;
- осуществление закупки для обеспечения государственных (муниципальных) нужд на бесконкурсной основе;
- допуск к работе в конкурсных, аукционных комиссиях лиц, заинтересованных в результатах размещения заказа, или лиц, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа;
- ограничение круга участников торгов путем включения в конкурсную и аукционную документацию незаконных условий;
- нарушение требований к обоснованию начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- применение критериев, не предусмотренных конкурсной документацией, при оценке и сопоставление заявок на участие в конкурсе;
- привлечения для выполнения заданий юридических лиц, не имеющих производственных мощностей для выполнения работ или изготовления продукции, а также "фирм-однодневок";
- нарушения предусмотренных Законом о контрактной системе требований к исполнению, изменению контракта, а также условий контрактов, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контрактов;
- нарушения при расчете неустойки (штрафа, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) обязательств, предусмотренных контрактами.
В случае если локальные акты по противодействию коррупции организацией уже приняты, следует:
а) обеспечить:
- их соответствие изменениям в законодательстве с момента принятия;
- их соответствие антикоррупционной политики организации (если приняты не все предусмотренные антикоррупционной политикой акты, это является нарушением закона (см. например, решение Соль-Илецкого райсуда Оренбургской области от 11.01.2018 по делу N 2-116/2018);
б) проверить:
- заполнение журналов (сообщений о фактах коррупции, извещений о конфликте интересов, взаимодействия с правоохранительными органами и т.п.) предусмотренных локальными актами;
- выполнение иных мероприятий, предусмотренных локальными актами по противодействию коррупции.
Если локальные акты по противодействию коррупции в организации еще не приняты, их следует безотлагательно принять, подробнее смотрите памятку Локальные акты по противодействию коррупции, которые должны быть разработаны в организации бюджетной сферы.
3. Меры прокурорского реагирования, принимаемые в связи с нарушением Закона о противодействии коррупции
Несоблюдение требований ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции является нарушением закона (см. например, решения Ленинского райсуда г. Орска Оренбургской области от 21.07.2014 по делу N 2-1205/2014, Карсунского райсуда Ульяновской области от 12.08.2020 по делу N 2а-2-155/2020) и если проведенная проверка обнаружила такие нарушения, то прокурор, как правило, принимает меры прокурорского реагирования, а именно:
- вносит представление об устранении нарушений закона (п. 3 ст. 22, ст.ст. 24, 28 Закона о прокуратуре);
- обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ)*(1).
Само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить должностных лиц организации устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке (см. определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О). При этом, должностные лица самостоятельно определяют характер принимаемых мер (решение Первомайского райсуда г. Пензы Пензенской области от 13.04.2015 по делу N 12-105/2015, постановление Волгоградского облсуда от 16.02.2011 по делу N 7а-179/11).
Если адресат представления считает, что данное представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению прав и свобод или незаконно возлагает на него обязанности, он вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ, а суд (и арбитражный, и общей юрисдикции). Суд обязан рассмотреть дело по существу (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ, утв. Президиумом ВС РФ 25.11.2015 (вопрос N 19), вопрос N 5 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009 г).
Представление прокурора должно быть удовлетворено или обжаловано, в противном случае виновные лица могут понести ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора). Санкции: для должностных лиц штраф от 2 000 до 3 000 рублей либо дисквалификация от полугода до года; для юридических лиц - штраф от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Подробнее см. в Энциклопедии решений. Меры (акты) реагирования по результатам прокурорской проверки |
______________________________
*(1) Примеры таких обращения: решения Карсунского райсуда Ульяновской области от 12.08.2020 по делу N 2а-2-155/2020, Октябрьского райсуда г. Грозного Чеченской Республики от 06.04.2020 по делу N 2-306/2020
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.