Обзор Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете"
август 2021 г.
Также рекомендуем ознакомиться с видеообзором Новое в документообороте. ФСБУ 27/2021 |
Начиная с 01.01.2022 организации обязаны перейти к применению ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете" (далее - ФСБУ 27/2021, Стандарт). До указанного срока применение Стандарта является добровольным (п. 2 приказа Минфина России от 16.04.2021 N 62н (далее - Приказ N 62н).
Одновременно с этим с 01.01.2022 признаются недействующими (фактически утратившими силу, не подлежащими применению):
- Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина СССР от 29.07.1983 N 105 (далее - Положение N 105) (см. приказ Минфина России от 30.04.2020 N 184);
- Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденные приказом Минкультуры России от 31.03.2015 N 526 (п. 3 информации Минфина России от 11.09.2015 N ПЗ-13/2015);
- предл. 2 и 3 абз. 3 п. 9, п. 12-22 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н) (информационное сообщение Минфина России от 10.06.2021 N ИС-учет-33, далее - Сообщение).
ФСБУ 27/2021 установлены требования к первичным учетным документам и регистрам бухгалтерского учета. Действие Стандарта не распространяется на бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также на иные документы бухгалтерского учета, указанные в ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) (пп. "в" п. 1 Сообщения).
Положения ФСБУ 27/2021 не распространяются на организации бюджетной сферы (п. 1 ФСБУ 27/2021). Указанные организации должны руководствоваться бюджетным законодательством РФ и федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов (пп. "а" п. 1 Сообщения).
Кредитные и некредитные финансовые организации, регулирование деятельности которых осуществляет ЦБ РФ, в случаях, установленных нормативными актами ЦБ РФ, не применяют п.п. 5-7, 22 ФСБУ 27/2021. При этом соответствующие нормативные акты Банка России не должны противоречить ФСБУ (Сообщение, письмо Минфина России от 09.06.2021 N 07-01-09/45392).
Общие положения
Раскрыто определение документов бухгалтерского учета и документооборота (п. 2 ФСБУ 27/2021).
Так, под документами бухгалтерского учета понимаются первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета.
Под документооборотом в бухгалтерском учете понимается движение документов бухгалтерского учета в экономическом субъекте с момента их составления до завершения исполнения (в частности, использования для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, помещения в архив).
Требования к документам бухгалтерского учета
Как и ранее, документы бухгалтерского учета должны быть составлены на русском языке. А документы, составленные на иностранном языке, должны содержать построчный перевод на русский язык (п. 5 ФСБУ 27/2021, п. 9 Положения N 34н).
Вместе с тем, положениями Стандарта, определено исключение из общего правила. Так, в случае если законодательство или правила страны - места ведения деятельности за пределами РФ требуют составления документов бухгалтерского учета на языке данной страны, то такие документы составляются на соответствующем иностранном языке. При этом регистр бухгалтерского учета, составленный на иностранном языке, должен содержать построчный перевод на русский язык (п. 6 ФСБУ 27/2021).
Величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, записывается в регистрах бухгалтерского учета одновременно в такой валюте и в рублях, если иное не установлено ФСБУ. В иных случаях указанная величина записывается в рублях независимо от валюты факта хозяйственной жизни и (или) места ведения деятельности экономическим субъектом (п. 7 ФСБУ 27/2021).
Уточнено, что под датой составления первичного учетного документа понимается дата его подписания лицом (лицами), совершившим (совершившими) сделку, операцию и ответственным (ответственными) за ее оформление, либо лицом (лицами), ответственным (ответственными) за оформление совершившегося события.
Если дата составления первичного учетного документа отличается от даты совершения факта хозяйственной жизни, оформляемого этим первичным учетным документом, в первичном учетном документе указываются обе даты (пп. "а", "б" п. 8 ФСБУ 27/2021).
Напомним, под фактами хозяйственной жизни понимаются сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовые результаты его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3, п. 1 ст. 5 Закона N 402-ФЗ).
Введено понятие "оправдательный документ", под которым понимается содержащий информацию о факте хозяйственной жизни документ, на основании которого в первичный учетный документ включаются обязательные реквизиты. В отличие от первичного учетного документа оправдательный документ не предназначен для оформления факта хозяйственной жизни и не содержит все обязательные реквизиты (например, договор, авансовый отчет, кассовый чек).
В первичный учетный документ, обязательные реквизиты которого указаны на основании оправдательного документа, включается информация, позволяющая идентифицировать оправдательный документ (пп. "в" п. 8 ФСБУ 27/2021).
При этом документ, не являющийся изначально первичным учетным документом, но содержащий все обязательные реквизиты первичного учетного документа, может использоваться в качестве первичного учетного документа для целей бухгалтерского учета. В этом случае оформлять на его основе специальный первичный учетный документ не нужно (пп. "в" п. 3 Сообщения).
При составлении первичных учетных документов допускается оформление (п. 9 ФСБУ 27/2021):
Условия |
Оформление |
Несколько связанных фактов хозяйственной жизни |
Один первичные учетный документ. Порядок оформления следует закрепить в учетной политике |
Ряд сделок, заключенных участником биржевых торгов, по договорам с разными контрагентами | |
Длящиеся факты хозяйственной жизни (начисление процентов, амортизация активов, изменение стоимости активов и обязательств, т.п.) |
С определенной периодичностью (например, за сутки, неделю, месяц, квартал), при условии составления на отчетную дату. Указанная периодичность определяется экономическим субъектом исходя из существа факта хозяйственной жизни и требования рациональности и закрепляется в учетной политике (ч. 3 ст. 8 Закона N 402-ФЗ) |
Повторяющиеся факты хозяйственной жизни (поставка товара, продукции партиями в разные даты по одному долгосрочному договору, т.п.) |
Закреплены допустимые виды электронной подписи документов бухгалтерского учета, составляемых в виде электронных документов (п. 17 ФСБУ 27/2021):
1. Требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования предусмотрено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами - применяется требуемый вид подписи;
2. В иных случаях:
- электронный документ составляется экономическим субъектом совместно с другими участниками электронного взаимодействия - вид подписи, установленный соглашением участников;
- электронный документ составляется экономическим субъектом - вид подписи, установленный экономическим субъектом из числа предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (простая электронная подпись, усиленная (неквалифицированная и квалифицированная) электронная подпись). Выбор организации необходимо закрепить в учетной политике.
Кроме того, установлены общие требования к документообороту в бухгалтерском учете, а также к системе регистров бухгалтерского учета. Ранее такие требования не устанавливались (п.п. 6, 10 Сообщения).
Исправление документов бухгалтерского учета
В Стандарте появился порядок внесения исправлений в электронные документы.
Теперь порядок исправления документов бухгалтерского учета зависит от носителей, на которых они составлены:
Носитель |
Порядок внесения исправлений |
Примечания |
Бумажный |
Первичный документ исправляется корректурным способом, то есть путем зачеркивания ошибочного текста (суммы) и указания исправленного текста (суммы) над зачеркнутым (п. 21 ФСБУ 27/2021) |
Исправление в документах бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, путем составления нового (исправленного) документа не допускается (пп.пп. "г", "д" п. 8 Сообщения). Исправление должно содержать дату исправления, подписи лиц, внесших исправление, с указанием их должностей, фамилий и инициалов, либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (п. 19 ФСБУ 27/2021, ч. 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ) |
Регистр бухгалтерского учета исправляется: - корректурным способом; - путем сторнировочной (дополнительной) записи по счетам бухгалтерского учета (п. 22 ФСБУ 27/2021). Выбранный способ подлежит закреплению в учетной политике (ч. 3 ст. 8 Закона N 402-ФЗ) | ||
Электронный |
Путем составления нового (исправленного) электронного первичного документа (п. 20 ФСБУ 27/2021). Порядок внесения исправлений и форму исправленного документа следует закрепить в учетной политике. За основу, на наш взгляд, можно взять порядок корректировки счетов-фактур |
Новый (исправленный) документ должен содержать указание на то, что он составлен взамен первоначального электронного документа, дату исправления, а также электронные подписи лиц, составивших первичный учетный документ (ответственных за ведение регистра бухгалтерского учета), с указанием их должностей, фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Средства воспроизведения нового (исправленного) электронного документа должны обеспечить невозможность использования его отдельно от первоначального электронного документа |
Регистр бухгалтерского учета исправляется: - путем составления нового (исправленного) электронного документа; - путем сторнировочной (дополнительной) записи по счетам бухгалтерского учета (п. 22 ФСБУ 27/2021). Выбранный способ подлежит закреплению в учетной политике |
В результате исправления должны быть ясны ошибочные и исправленные данные. Исправление производится исключительно лицом, составившим первичный учетный документ или ответственным за ведение регистра бухгалтерского учета.
Хранение документов бухгалтерского учета
Положения ФСБУ 27/2021 предусматривают хранение документов бухгалтерского учета в том виде, в котором они были составлены. Перевод документов бухгалтерского учета, составленных на бумажном носителе, в электронный вид с целью последующего хранения не допускается (п. 24 ФСБУ 27/2021).
Отметим, что и до вступления в силу Стандарта хранить в электронном виде можно было только документы, изначально составленные и (или) поступившие в электронном виде (письмо Банка России от 20.04.2015 N 18-1-1-7/693).
Уточнено, что документы и данные, содержащиеся в них, должны храниться на территории РФ, здесь же должны размещаться базы данных бухгалтерского учета.
При этом если законодательство страны-места ведения деятельности за пределами РФ требует хранить документы бухгалтерского учета на территории данной страны, то документы и данные могут параллельно храниться за пределами РФ (п. 25 ФСБУ 27/2021, пп. "в" п. 9 Сообщения).
Теперь порядок предоставления доступа к документам бухгалтерского учета устанавливается экономическим субъектом (п. 26 ФСБУ 27/2021). Соответственно указанный порядок является элементом учетной политики организации.
Ранее выдача документов бухгалтерского учета, как правило, не допускалась, а в отдельных случаях производилась только по распоряжению главного бухгалтера (п. 6.6 Положения N 105).
В соответствии с положениями Стандарта о предоставлении доступа главного бухгалтера (иного должностного лица экономического субъекта, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор оказания услуг по ведению бухгалтерского учета) достаточно проинформировать.
Памятка по внесению информации в учетную политику
Применение ФСБУ 27/2021 сопряжено с внесением в учетную политику в том числе следующей информации:
Сведения |
Нормы |
Принятие решения о досрочном применении стандарта (в случае применения Стандарта до 01.01.2022) |
п. 2 Приказа N 62н |
Порядок оформления одного документа в отношении нескольких связанных фактов хозяйственной жизни |
п. 9 ФСБУ 27/2021 |
Периодичность составления первичных учетных документов в отношении длящиеся и повторяющиеся фактов хозяйственной жизни | |
Виды электронной подписи документов бухгалтерского учета организации, составляемых в виде электронных документов |
п. 17 ФСБУ 27/2021) |
Порядок внесения исправлений в электронные документы (при наличии в организации электронного документооборота) |
п. 20 ФСБУ 27/2021 |
Способ внесения исправлений в регистры бухгалтерского учета |
п. 22 ФСБУ 27/2021 |
Порядок предоставления доступа к документам бухгалтерского учета |
п. 26 ФСБУ 27/2021 |
Хмелькова Елена
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.