Проверь себя: нужно ли внести изменения в учетную политику - 2022
Периодически осуществлять "ревизию" действующей учетной политики - в интересах любой организации (индивидуального предпринимателя).
Целью такой проверки является не только подтверждение факта отражения в учетной политике необходимых способов и методов ведения учета в зависимости от осуществляемых видов деятельности, но и оценка их правильности и рациональности, а также целесообразности внесения в нее соответствующих изменений.
По общему правилу провести "ревизию" положений учетной политики следует до конца года, и тогда же внести в нее соответствующие изменения (дополнения) и утвердить новую редакцию, которая будет применяться с 1 января нового календарного года.
Иногда законодательство может меняться и в течение текущего года. В этом случае также надо посмотреть и оценить, касаются ли эти изменения организации (ИП) и надо ли внести изменения в свою учетную политику.
С чего начать проверку действующей учетной политики перед наступлением нового года и на какие разделы необходимо обратить особое внимание - об этом читайте в нашем материале.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Учетная политика для целей налогообложения Внесение изменений и дополнений в учетную политику для целей налогообложения |
1. Соответствие учетной политики действующему законодательству
Перед наступлением нового года следует еще раз посмотреть, не внесены ли какие-то изменения в законодательство, которые необходимо будет применять в своей деятельности в следующем периоде, и, в случае необходимости, отразить их в приказе об учетной политике (в виде дополнений или изменений).
В 2021 году (и чуть ранее) было внесено достаточно много изменений как в налоговое, так и в бухгалтерское законодательство. Не все из них окажут влияние на положения учетной политики - 2022.
Тем не менее, некоторые из них заслуживают особого внимания.
Начиная с 01.01.2022 обязательными к применению становятся сразу 4 стандарта:
- ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды";
- ФСБУ 6/2020 "Основные средства";
- ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения";
- ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете".
В связи с этим необходимо не только внести соответствующие изменения и дополнения в учетную политику, но и в последующем отразить свое решение в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Так, в связи с началом применения новых стандартов с 01.01.2022, в учетную политику необходимо внести, в частности, следующие изменения и дополнения:
ФСБУ 6/2020 "Основные средства"
1. Установить лимит стоимости основных средств. В ФСБУ 6/2020 отсутствует верхний порог для лимита. Однако прежде чем установить стоимостной лимит в том же размере, что и для целей налогового учета, обратите внимание на то, что лимит стоимости основных средств для целей бухгалтерского учета должен отвечать принципу существенности информации об активах. В отношении малоценных активов организация по-прежнему должна обеспечивать надлежащий контроль за их наличием и движением (п.п. 4, 5 ФСБУ 6/2020).
2. Определить критерии существенности величины затрат на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев (п. 10 ФСБУ 6/2020).
3. Классифицировать виды и группы основных средств (например, недвижимость, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь) (п. 11 ФСБУ 6/2020).
4. Установить способ оценки ОС после признания: по первоначальной или переоцененной стоимости (п. 13 ФСБУ 6/2020).
5. Установить способ переоценки и способ пересчета первоначальной стоимости ОС. Переоценка должна проводиться регулярно таким образом, чтобы стоимость отличных от инвестиционной недвижимости основных средств была равна или не отличалась существенно от справедливой стоимости, определяемой в порядке, предусмотренном МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости". При этом организация вправе принять решение о переоценке не чаще одного раза в год (на конец отчетного года), за исключением переоценки инвестиционной недвижимости основных средств, которая должна проводиться на каждую отчетную дату (п. 16 ФСБУ 6/2020).
6. Установить способ списания сумм накопленной дооценки.
7. Установить способы и периодичность начисления амортизации, а также порядок проверки элементов амортизации.
ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды"
I. Арендодателю в своей учетной политике необходимо отразить следующие моменты, касающиеся:
1. Применения - ФСБУ 25/2018 к договорам, срок действия которых истекает до 31.12.2022.
2. Возможности признания всей аренды операционной (при наличии такого права).
3. Классификации объектов учета по каждому договору аренды с учетом требования приоритета содержания перед формой: в качестве объектов учета операционной или неоперационной (финансовой) аренды.
4. Порядка учета авансовых платежей по договору неоперационной (финансовой) аренды и признания доходов по операционной аренде.
II. Арендатору необходимо отразить моменты, касающиеся:
1. Применения - ФСБУ 25/2018 к договорам, срок действия которых истекает до 31.12.2022.
2. Принятия решения о применении либо неприменении упрощенного порядка учета, предусмотренного п. 11 Стандарта. Такой порядок предусмотрен для всех арендаторов в отношении договоров краткосрочной аренды и (или) аренды имущества низкой стоимости, а для арендаторов, имеющих право на применение упрощенных способов бухгалтерского учета, - в отношении любых договоров.
3. Периодичность признания арендных платежей в качестве расходов в случаях, когда арендатор не признает предмет аренды в качестве права пользования активом и обязательство по аренде согласно п. 11 ФСБУ 25/2018.
4. Порядок расчета фактической стоимости ППА.
ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете"
1. Периодичность оформления первичных документов в случаях поставки товара, продукции партиями в разные даты по одному долгосрочному договору и т. п., а также при оформлении длящихся фактов хозяйственной жизни.
2. Возможность оформления одним первичным учетным документом несколько связанных фактов хозяйственной жизни.
3. Порядок внесения исправлений в бухгалтерские регистры.
Рекомендуем:
2. Существенное изменение условий деятельности организации
К существенным изменениям условий деятельности организации, в частности, можно отнести (п. 10 ПБУ 1/2008):
- начало осуществления новых видов деятельности либо изменение видов деятельности;
- создание обособленных подразделений;
- реорганизацию предприятия;
- смену режима налогообложения (к примеру, вследствие утраты права на применение УСН или добровольного перехода на иной режим налогообложения) или совмещение налоговых режимов.
В связи с этим в учетной политике следует проверить и при необходимости внести изменения (дополнения):
- в рабочий план счетов;
- в график документооборота;
- в перечень форм первичных документов, учетных регистров.
Кроме того, необходимо обратить внимание:
1) Не приводит ли изменение условий деятельности к обязанности ведения раздельного учета.
Раздельный учет по НДС:
Необходимость ведения раздельного учета "входного" НДС возникает в отношении операций:
- облагаемых и необлагаемых НДС (п.п. 4, 5 ст. 149 НК РФ);
- облагаемых по ставкам 0% и 20% (10%);
- длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (п. 13 ст.167 НК РФ);
- при совмещении общего режима и ПСН (п. 4 ст. 170 НК РФ);
- при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
Методика ведения учета "входного" НДС разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно и утверждается в учетной политике (см. письма ФНС России от 31.10.2014 N ГД-4-3/22600@, Минфина России от 06.07.2012 N 03-07-08/172).
Элемент учетной политики |
Когда применяется |
Допустимые варианты в учетной политике |
Раздельный учет доходов от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав |
1. При осуществлении операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению НДС
2. При совмещении общего режима и ПСН |
Раздельный учет может быть организован: 1) путем открытия отдельных субсчетов к счетам 90 "Выручка" и 91 "Прочие доходы"; 2) с помощью специальных налоговых регистров |
Раздельный учет "входного" НДС |
1. При использовании приобретенных товаров (работ, услуг) в облагаемых и в не облагаемых НДС операциях
2. При совмещении общего режима и ПСН
3. При совмещении ЕСХН и ПСН |
Раздельный учет может быть организован: 1) путем открытия отдельных субсчетов к счету 19 "Налог на добавленную стоимость"; 2) с помощью специальных налоговых регистров; 3) пропорционально, исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) |
Правило "пяти процентов" |
В отношении сумм НДС по расходам, относящимся одновременно к облагаемым и не облагаемым НДС операциям |
Применение правила "пяти процентов" является правом налогоплательщика, которое должно быть закреплено в учетной политике |
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Организация раздельного учета НДС "Правило 5%" при наличии облагаемых и необлагаемых НДС операций Раздельный учет НДС при совмещении экспортных и внутренних операций |
Раздельный учет для целей исчисления налога на прибыль, ЕСХН, налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ПСН:
Обеспечить обособленный учет доходов и расходов необходимо в следующих случаях:
- при совмещении налоговых режимов по отдельным видам деятельности (п. 9 ст. 274 НК РФ, п. 8 ст. 346.18 НК РФ);
- при целевых поступлениях (п. 2 ст. 251 НК РФ).
Раздельный учет может быть организован следующим образом:
Элемент учетной политики |
Допустимые варианты в учетной политике |
Раздельный учет доходов |
Раздельный учет может быть организован: 1) путем открытия отдельных субсчетов к счетам 90 "Выручка" и 91 "Прочие доходы"; 2) с помощью специальных налоговых регистров |
Раздельный учет расходов |
Раздельный учет может быть организован: 1) пропорционально доле доходов от деятельности, относящейся к конкретному виду деятельности в общем доходе организации по всем видам деятельности (п. 9 ст. 274 НК РФ); 2) пропорционально долям доходов, полученным в рамках каждого из режимов налогообложения, в общем объеме доходов по всем видам деятельности; 3) путем открытия отдельных субсчетов к счету 90 "Выручка"; 4) с помощью специальных налоговых регистров |
Рекомендуем:
Формы документов: |
2) При осуществлении новых видов деятельности необходимо также определить принципы и порядок их отражения в учете.
В указанных случаях изменения (дополнения) в учетную политику могут быть внесены не только с нового года, но и в течение текущего периода, с момента наступления соответствующего события.
Организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008).
3. Применение новых способов ведения учета
Несмотря на то, что учетная политика должна применяться последовательно из года в год, организация (индивидуальный предприниматель) вправе периодически вносить в нее изменения, в том числе и в отношении применяемых методов учета, при условии, что новые способы приведут к повышению качества информации об объекте (п. 2 ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, ст. 313 НК РФ).
При внесении подобного рода изменений в части положений по налогу на прибыль необходимо принимать во внимание ряд действующих ограничений, которые не позволяют делать это ежегодно.
Элемент учетной политики по налогу на прибыль |
Срок, в течение которого положение учетной политики не подлежит пересмотру |
Прямые и косвенные расходы: - порядок распределения прямых расходов; - порядок формирования стоимости НЗП |
В течение не менее двух налоговых периодов (п. 1 ст. 319 НК РФ) |
Порядок формирования стоимости приобретения товаров (при осуществлении торговой деятельности) |
В течение не менее двух налоговых периодов (ст. 320 НК РФ) |
Способ амортизации |
Организации вправе менять метод начисления амортизации не чаще одного раза в 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ) |
Использовать новые правила можно только с начала нового периода (п. 9 ПБУ 1/2008, ст. 313 НК РФ).
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Методы и порядок расчета амортизации при налогообложении прибыли |
4. Порядок внесения изменений (дополнений)
Внесение любых изменений (дополнений) в учетную политику производится в том же порядке, что и утверждение самой учетной политики - отдельным приказом руководителя организации (индивидуального предпринимателя).
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Изменение учетной политики по бухгалтерскому учету Внесение изменений и дополнений в учетную политику для целей налогообложения |
|
Конструктор учетной политики |