Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Проверь себя: нужно ли внести изменения в учетную политику - 2022 (для коммерческой организации). Памятка бухгалтеру (подготовлено экспертами компании "Гарант")

Проверь себя: нужно ли внести изменения в учетную политику - 2022

 

Периодически осуществлять "ревизию" действующей учетной политики - в интересах любой организации (индивидуального предпринимателя).

Целью такой проверки является не только подтверждение факта отражения в учетной политике необходимых способов и методов ведения учета в зависимости от осуществляемых видов деятельности, но и оценка их правильности и рациональности, а также целесообразности внесения в нее соответствующих изменений.

По общему правилу провести "ревизию" положений учетной политики следует до конца года, и тогда же внести в нее соответствующие изменения (дополнения) и утвердить новую редакцию, которая будет применяться с 1 января нового календарного года.

Иногда законодательство может меняться и в течение текущего года. В этом случае также надо посмотреть и оценить, касаются ли эти изменения организации (ИП) и надо ли внести изменения в свою учетную политику.

С чего начать проверку действующей учетной политики перед наступлением нового года и на какие разделы необходимо обратить особое внимание - об этом читайте в нашем материале.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Учетная политика для целей налогообложения

Внесение изменений и дополнений в учетную политику для целей налогообложения

Учетная политика по бухгалтерскому учету

Изменение учетной политики по бухгалтерскому учету

 

1. Соответствие учетной политики действующему законодательству

 

Перед наступлением нового года следует еще раз посмотреть, не внесены ли какие-то изменения в законодательство, которые необходимо будет применять в своей деятельности в следующем периоде, и, в случае необходимости, отразить их в приказе об учетной политике (в виде дополнений или изменений).

В 2021 году (и чуть ранее) было внесено достаточно много изменений как в налоговое, так и в бухгалтерское законодательство. Не все из них окажут влияние на положения учетной политики - 2022.

Тем не менее, некоторые из них заслуживают особого внимания.

 

Начиная с 01.01.2022 обязательными к применению становятся сразу 4 стандарта:

ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды";

ФСБУ 6/2020 "Основные средства";

ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения";

ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете".

В связи с этим необходимо не только внести соответствующие изменения и дополнения в учетную политику, но и в последующем отразить свое решение в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Так, в связи с началом применения новых стандартов с 01.01.2022, в учетную политику необходимо внести, в частности, следующие изменения и дополнения:

 

ФСБУ 6/2020 "Основные средства"

1. Установить лимит стоимости основных средств. В ФСБУ 6/2020 отсутствует верхний порог для лимита. Однако прежде чем установить стоимостной лимит в том же размере, что и для целей налогового учета, обратите внимание на то, что лимит стоимости основных средств для целей бухгалтерского учета должен отвечать принципу существенности информации об активах. В отношении малоценных активов организация по-прежнему должна обеспечивать надлежащий контроль за их наличием и движением (п.п. 4, 5 ФСБУ 6/2020).

2. Определить критерии существенности величины затрат на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев (п. 10 ФСБУ 6/2020).

3. Классифицировать виды и группы основных средств (например, недвижимость, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь) (п. 11 ФСБУ 6/2020).

4. Установить способ оценки ОС после признания: по первоначальной или переоцененной стоимости (п. 13 ФСБУ 6/2020).

5. Установить способ переоценки и способ пересчета первоначальной стоимости ОС. Переоценка должна проводиться регулярно таким образом, чтобы стоимость отличных от инвестиционной недвижимости основных средств была равна или не отличалась существенно от справедливой стоимости, определяемой в порядке, предусмотренном МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости". При этом организация вправе принять решение о переоценке не чаще одного раза в год (на конец отчетного года), за исключением переоценки инвестиционной недвижимости основных средств, которая должна проводиться на каждую отчетную дату (п. 16 ФСБУ 6/2020).

6. Установить способ списания сумм накопленной дооценки.

7. Установить способы и периодичность начисления амортизации, а также порядок проверки элементов амортизации.

 

ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды"

I. Арендодателю в своей учетной политике необходимо отразить следующие моменты, касающиеся:

1. Применения - ФСБУ 25/2018 к договорам, срок действия которых истекает до 31.12.2022.

2. Возможности признания всей аренды операционной (при наличии такого права).

3. Классификации объектов учета по каждому договору аренды с учетом требования приоритета содержания перед формой: в качестве объектов учета операционной или неоперационной (финансовой) аренды.

4. Порядка учета авансовых платежей по договору неоперационной (финансовой) аренды и признания доходов по операционной аренде.

 

II. Арендатору необходимо отразить моменты, касающиеся:

1. Применения - ФСБУ 25/2018 к договорам, срок действия которых истекает до 31.12.2022.

2. Принятия решения о применении либо неприменении упрощенного порядка учета, предусмотренного п. 11 Стандарта. Такой порядок предусмотрен для всех арендаторов в отношении договоров краткосрочной аренды и (или) аренды имущества низкой стоимости, а для арендаторов, имеющих право на применение упрощенных способов бухгалтерского учета, - в отношении любых договоров. 

3. Периодичность признания арендных платежей в качестве расходов в случаях, когда арендатор не признает предмет аренды в качестве права пользования активом и обязательство по аренде согласно п. 11 ФСБУ 25/2018.

4. Порядок расчета фактической стоимости ППА.

 

ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете"

1. Периодичность оформления первичных документов в случаях поставки товара, продукции партиями в разные даты по одному долгосрочному договору и т. п., а также при оформлении длящихся фактов хозяйственной жизни.

2. Возможность оформления одним первичным учетным документом несколько связанных фактов хозяйственной жизни.

3. Порядок внесения исправлений в бухгалтерские регистры.

 

Рекомендуем:

Обзоры

Обзор основных изменений по налогам и страховым взносам - 2022

Обзор ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды"

Обзор ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения"

Обзор ФСБУ 6/2020 "Основные средства"

Обзор ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете"

 

2. Существенное изменение условий деятельности организации

 

К существенным изменениям условий деятельности организации, в частности, можно отнести (п. 10 ПБУ 1/2008):

- начало осуществления новых видов деятельности либо изменение видов деятельности;

- создание обособленных подразделений;

- реорганизацию предприятия;

- смену режима налогообложения (к примеру, вследствие утраты права на применение УСН или добровольного перехода на иной режим налогообложения) или совмещение налоговых режимов.

В связи с этим в учетной политике следует проверить и при необходимости внести изменения (дополнения):

- в рабочий план счетов;

- в график документооборота;

- в перечень форм первичных документов, учетных регистров.

 

Кроме того, необходимо обратить внимание:

 

1) Не приводит ли изменение условий деятельности к обязанности ведения раздельного учета.

 

Раздельный учет по НДС:

Необходимость ведения раздельного учета "входного" НДС возникает в отношении операций:

- облагаемых и необлагаемых НДС (п.п. 4, 5 ст. 149 НК РФ);

- облагаемых по ставкам 0% и 20% (10%);

- длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (п. 13 ст.167 НК РФ);

- при совмещении общего режима и ПСН (п. 4 ст. 170 НК РФ);

- при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).

Методика ведения учета "входного" НДС разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно и утверждается в учетной политике (см. письма ФНС России от 31.10.2014 N ГД-4-3/22600@, Минфина России от 06.07.2012 N 03-07-08/172).

 

Элемент учетной политики

Когда применяется

Допустимые варианты в учетной политике

Раздельный учет доходов от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав

1. При осуществлении операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению НДС

 

2. При совмещении общего режима и ПСН

Раздельный учет может быть организован:

1) путем открытия отдельных субсчетов к счетам 90 "Выручка" и 91 "Прочие доходы";

2) с помощью специальных налоговых регистров

Раздельный учет "входного" НДС

1. При использовании приобретенных товаров (работ, услуг) в облагаемых и в не облагаемых НДС операциях

 

2. При совмещении общего режима и ПСН

 

3. При совмещении ЕСХН и ПСН

Раздельный учет может быть организован:

1) путем открытия отдельных субсчетов к счету 19 "Налог на добавленную стоимость";

2) с помощью специальных налоговых регистров;

3) пропорционально, исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг)

Правило "пяти процентов"

В отношении сумм НДС по расходам, относящимся одновременно к облагаемым и не облагаемым НДС операциям

Применение правила "пяти процентов" является правом налогоплательщика, которое должно быть закреплено в учетной политике

 

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Организация раздельного учета НДС

"Правило 5%" при наличии облагаемых и необлагаемых НДС операций

Раздельный учет НДС при совмещении экспортных и внутренних операций

 

Раздельный учет для целей исчисления налога на прибыль, ЕСХН, налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ПСН:

Обеспечить обособленный учет доходов и расходов необходимо в следующих случаях:

- при совмещении налоговых режимов по отдельным видам деятельности (п. 9 ст. 274 НК РФ, п. 8 ст. 346.18 НК РФ);

- при целевых поступлениях (п. 2 ст. 251 НК РФ).

 

Раздельный учет может быть организован следующим образом:

 

Элемент учетной политики

Допустимые варианты в учетной политике

Раздельный учет доходов

Раздельный учет может быть организован:

1) путем открытия отдельных субсчетов к счетам 90 "Выручка" и 91 "Прочие доходы";

2) с помощью специальных налоговых регистров

Раздельный учет расходов

Раздельный учет может быть организован:

1) пропорционально доле доходов от деятельности, относящейся к конкретному виду деятельности в общем доходе организации по всем видам деятельности (п. 9 ст. 274 НК РФ);

2) пропорционально долям доходов, полученным в рамках каждого из режимов налогообложения, в общем объеме доходов по всем видам деятельности;

3) путем открытия отдельных субсчетов к счету 90 "Выручка";

4) с помощью специальных налоговых регистров

 

Рекомендуем:

Формы документов:

Регистры налогового учета

 

2) При осуществлении новых видов деятельности необходимо также определить принципы и порядок их отражения в учете.

В указанных случаях изменения (дополнения) в учетную политику могут быть внесены не только с нового года, но и в течение текущего периода, с момента наступления соответствующего события.

Организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008).

 

3. Применение новых способов ведения учета

 

Несмотря на то, что учетная политика должна применяться последовательно из года в год, организация (индивидуальный предприниматель) вправе периодически вносить в нее изменения, в том числе и в отношении применяемых методов учета, при условии, что новые способы приведут к повышению качества информации об объекте (п. 2 ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, ст. 313 НК РФ).

При внесении подобного рода изменений в части положений по налогу на прибыль необходимо принимать во внимание ряд действующих ограничений, которые не позволяют делать это ежегодно.

 

Элемент учетной политики по налогу на прибыль

Срок, в течение которого положение учетной политики не подлежит пересмотру

Прямые и косвенные расходы:

- порядок распределения прямых расходов;

- порядок формирования стоимости НЗП

В течение не менее двух налоговых периодов (п. 1 ст. 319 НК РФ)

Порядок формирования стоимости приобретения товаров (при осуществлении торговой деятельности)

В течение не менее двух налоговых периодов (ст. 320 НК РФ)

Способ амортизации

Организации вправе менять метод начисления амортизации не чаще одного раза в 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ)

 

Использовать новые правила можно только с начала нового периода (п. 9 ПБУ 1/2008, ст. 313 НК РФ).

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Определение суммы расходов на производство и реализацию. Прямые и косвенные расходы в налоговом учете

Методы и порядок расчета амортизации при налогообложении прибыли

Бухгалтерский учет амортизации основных средств

 

4. Порядок внесения изменений (дополнений)

 

Внесение любых изменений (дополнений) в учетную политику производится в том же порядке, что и утверждение самой учетной политики - отдельным приказом руководителя организации (индивидуального предпринимателя).

 

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Изменение учетной политики по бухгалтерскому учету

Внесение изменений и дополнений в учетную политику для целей налогообложения

Конструктор учетной политики

Учетная политика для коммерческой организации - 2022