Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Постановлением Администрации Томской области от 5 марта 2004 г. N 17а в настоящее Положение внесены изменения
Положение
о системе управления охраной труда в Томской области
(утв. постановлением Администрации Томской области от 7 августа 2002 г. N 245)
5 марта 2004 г.
1. Общие положения
Система управления охраной труда в Томской области представляет собой совокупность организационных форм и методов совместных действий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществлению правовых, социально-экономических и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
Настоящее положение определяет основные принципы формирования, задачи, функции, структуру и органы системы управления охраной труда на территории области и основывается на Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, Уставе Томской области, Федеральных законах "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" , Законе Томской области "Об охране труда в Томской области", соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Томской области.
Объектами управления охраной труда на территории области являются все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и использующие наемный труд.
Объектом управления охраной труда в организации является деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, служебных помещениях и в организации в целом.
2. Структура системы управления охраной труда
Система управления охраной труда в Томской области включает в себя три уровня (звена) управления: областной, муниципальный и непосредственно в организации (схема прилагается).
2.1. На областном уровне управление охраной труда осуществляют:
Администрация области - Глава Администрации (Губернатор) области, заместитель Главы Администрации области, курирующий вопросы охраны труда, другие заместители Главы Администрации области в пределах своих полномочий, орган исполнительной власти по труду и органы исполнительной власти;
Координационный совет по проблемам охраны труда в Томской области, в который входят представители органов исполнительной власти области, Администрации области, по согласованию представители территориальных органов федеральных органов государственного надзора и контроля по вопросам охраны труда, Федерации профсоюзных организаций Томской области, Томского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
2.2. На муниципальном уровне управление охраной труда осуществляют:
администрация муниципального образования - глава администрации, заместитель главы администрации, курирующий вопросы охраны труда, другие заместители главы администрации в пределах своих полномочий, отдел (специалист по труду);
координационные комиссии по проблемам охраны труда при органах местного самоуправления.
2.3. На уровне организаций управление охраной труда осуществляют:
работодатели;
службы (специалисты) по охране труда;
совместные комитеты (комиссии) по охране труда;
уполномоченные (доверенные) лица по охране труда.
3. Принципы функционирования системы управления охраной труда
Основополагающими принципами функционирования системы управления охраной труда в Томской области являются:
перспективное целевое планирование мероприятий по охране труда и их финансирование на всех уровнях управления;
профилактическая направленность деятельности всех уровней системы управления охраной труда на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
научная обоснованность требований охраны труда, содержащихся в нормативных правовых актах Томской области, организационно-методических документах организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Томской области;
согласованность действий органов государственной власти Томской области с федеральными органами государственного надзора и контроля в области охраны труда, Томским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профсоюзов при реализации основных направлений государственной политики по вопросам охраны труда;
неукоснительное исполнение требований органов государственного надзора и контроля в области охраны труда, действующих на территории Томской области, и органов, осуществляющих управление охраной труда, предъявляемых в пределах их полномочий к работодателям и работникам;
экономическая заинтересованность работодателей в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
4. Функции основных участников системы управления охраной труда в
Томской области
4.1. На областном уровне:
а) Глава Администрации (Губернатор) области:
вносит на рассмотрение Государственной Думы Томской области проекты законодательных актов по проблемам охраны труда;
утверждает нормативные правовые акты по охране труда в пределах своих полномочий;
б) Заместитель Главы Администрации области, курирующий вопросы охраны труда:
возглавляет работу по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда;
координирует деятельность всех участников системы управления охраной труда в Томской области, возглавляет Координационный совет по проблемам охраны труда в Томской области.
в) Другие заместители Главы Администрации области обеспечивают координацию деятельности в области охраны труда в пределах своей компетенции в подведомственных подразделениях Администрации области и курируемых организациях, осуществляющих свою деятельность на территории Томской области.
г) Государственным органом, осуществляющим управление охраной труда на территории области, является Управление социально-трудовых отношений Администрации области (орган по труду).
Управление социально-трудовых отношений Администрации области в области управления охраной труда осуществляет следующие функции:
обеспечивает взаимодействие всех структур, участвующих в управлении охраной труда в Томской области;
разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам охраны труда, областные целевые программы улучшения условий и охраны труда, учитывающие специфику Томской области;
проводит анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости и разрабатывает предложения по их предупреждению;
организует методическое сопровождение деятельности органов местного самоуправления, их комиссий и органов по труду по вопросам охраны труда;
осуществляет государственную экспертизу условий труда в соответствии с действующим законодательством об охране труда;
проводит контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу с вредными и опасными условиями труда, организует проведение сертификации работ по охране труда в организациях области;
изучает и распространяет передовой опыт по охране труда, организует научно-практические конференции, семинары, выставки по охране труда;
организует и координирует деятельность учебных и учебно- консультационных организаций по обучению и проверке знаний по охране труда, специалистов в области охраны труда, работодателей, членов совместных комитетов (комиссий) и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;
участвует в разработке и заключении областного трехстороннего соглашения о социальном партнерстве, оказывает методическую помощь работодателям и полномочным представительным органам работников в формировании раздела "Охрана труда", коллективных договоров, территориальных и отраслевых соглашений, проводит их уведомительную регистрацию и контроль за выполнением.
д) Отраслевые органы исполнительной власти Томской области:
обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда в отрасли, осуществляют организационно-методическое руководство службами охраны труда организаций, в пределах своих полномочий координируют их работу;
оказывают практическую помощь организациям в разработке перспективных и годовых программ улучшения условий и охраны труда, а также организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий, предусмотренных коллективными договорами (соглашениями);
ведут пропаганду безопасных методов труда, организуют базовые, показательные организации в области охраны труда. Организуют проведение среди организаций смотров-конкурсов, месячников, конференций и выставок по охране труда;
оказывают методическую помощь в проведении аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда в организациях;
контролируют обеспеченность работающих в организациях средствами индивидуальной защиты, работа без которых запрещена, а также санитарно-бытовыми устройствами в соответствии с установленными нормами;
проводят анализ состояния производственного травматизма и условий труда в организациях. Разрабатывают мероприятия по предупреждению травм на производстве и профессиональных заболеваний;
принимают участие в разработке областных программ улучшения условий и охраны труда;
организуют обучение и создают комиссии по проверке знаний по охране труда и проводят повторные проверки знаний по вопросам охраны труда у руководителей и специалистов подведомственных организаций;
ежегодно направляют в областной орган по труду информацию о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда, предложения по совершенствованию законодательства об охране труда.
Непосредственное исполнение функций управления охраной труда возлагается на службы охраны труда (специалиста по охране труда) отраслевых органов исполнительной власти области.
е) Органы исполнительной власти области осуществляют иные полномочия по вопросам охраны труда в пределах своей компетенции:
Департамент экономики и инвестиций - осуществляет организационно-методическое обеспечение по подготовке и реализации областных и отраслевых целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
Департамент финансов - обеспечивает финансирование мероприятий и целевых программ по улучшению условий и охраны труда за счет средств областного бюджета;
Департамент по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию - разрабатывает и реализует областную систему многоуровневого непрерывного образования в области охраны труда; отрабатывает новые перспективные подходы к организации образовательного процесса в области охраны труда, лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений на право подготовки специалистов по охране труда;
Департаменты здравоохранения и социальной защиты населения - разрабатывают целевые программы охраны здоровья, социальной защиты работников, медико-социальной экспертизы лиц, пострадавших в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания; организуют медико-профилактическую деятельность в организациях области; разрабатывают и реализуют программы реабилитации инвалидов труда;
Комитет по поддержке предпринимательства - содействует в информировании организаций малого предпринимательства о результатах научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ, связанных с повышением безопасности оборудования, технологических процессов, внедрением средств коллективной и индивидуальной защиты; разрабатывает стратегию в управлении охраной труда на малых предприятиях; вносит предложения по совершенствованию финансово-кредитной, налоговой, имущественной и лицензионной политики, стимулирующих улучшение условий и охраны труда на малых предприятиях;
Департамент государственной службы и протокола - организует обучение по охране труда руководителей органов исполнительной власти области, глав муниципальных образований и их заместителей, курирующих вопросы охраны труда; осуществляет контроль за внесением в положения об органах исполнительной власти области функций по охране труда согласно данной системе управления.
4.2. На муниципальном уровне
Органы местного самоуправления, обеспечивая реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда, в пределах своих полномочий в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, Томской области, уставами муниципальных образований организуют управление охраной труда на территории муниципального образования, для чего:
разрабатывают Положение о системе управления охраной труда и целевые программы улучшения условий труда на территории муниципального образования, утверждаемые представительными органами местного самоуправления;
участвуют в реализации экономического механизма стимулирования работодателей в обеспечении безопасных условий труда в организациях муниципального образования;
организуют проверки знаний среди руководителей и специалистов организаций муниципального образования;
осуществляют мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях муниципального образования, анализ причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
оказывают организационно-методическую помощь по охране труда организациям, расположенным на территории муниципального образования, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
организуют смотры-конкурсы среди организаций муниципального образования на лучшую постановку работы по охране труда;
информируют общественность через средства массовой информации о состоянии условий труда и производственном травматизме в организациях, расположенных на территории муниципального образования, и своей деятельности по разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
4.3. На уровне организации
Работодатели для управления охраной труда в организации и создания здоровых и безопасных условий труда, реализуя нормы Трудового кодекса Российской Федерации и Закона Томской области "Об охране труда в Томской области", обеспечивают:
создание службы охраны труда в форме самостоятельного структурного подразделения или введение должности специалиста по охране труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Томской области. Численность структурного подразделения определяется в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденными постановлениями Минтруда России от 22.01.2001 N 10 и от 20.12.2001 N 86;
разработку и утверждение Положения об организации работы по охране труда, в котором должны быть четко отражены обязанности и ответственность за здоровые и безопасные условия труда каждого работника, руководителя и специалиста согласно Примерному положению об организации работы служб охраны труда в организациях Томской области, утвержденному настоящим постановлением;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
выделение, правильное и эффективное использование средств на охрану труда в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями, но не менее, чем установлено статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации;
осуществление организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда, профилактике профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве;
организацию проведения дней охраны труда, смотров-конкурсов и других мероприятий, разработку поощрительных мер в области создания здоровых и безопасных условий труда;
совершенствование контроля по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний и улучшению условий труда;
организацию и работу кабинета по охране труда, пропаганду передового опыта по вопросам охраны труда;
представление в органы по труду местного самоуправления информации в установленном порядке: по каждому несчастному случаю на производстве и об их последствиях, о состоянии производственного травматизма и условий труда, об обеспеченности работающих средствами индивидуальной защиты и санитарно-бытовыми устройствами, о наличии служб охраны труда, комитетов (комиссий), уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, о наличии раздела коллективного договора (соглашения), регламентирующего вопросы охраны труда и улучшения условий труда.
Для осуществления социального партнерства работодателей и работников в организациях:
Создаются совместные комитеты (комиссии) по охране труда, на которые возлагаются следующие функции:
разработка раздела коллективного договора об охране труда;
разработка программы совместных действий по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;
анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, существующего состояния условий и охраны труда на рабочих местах и информирование об этом работников организаций.
Избираются доверенные (уполномоченные) лица, которые:
осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
проводят независимую экспертизу условий труда работников организации;
принимают участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства о труде и обязательств, предусмотренных коллективными договорами (соглашениями), расследовании несчастных случаев на производстве, а также осуществляют их самостоятельное расследование.
5. Экономический механизм управления системой охраны труда
Экономический механизм управления системой охраны труда в Томской области включает:
планирование и финансирование мероприятий по охране труда;
обеспечение экономической заинтересованности работодателя во внедрении современных средств охраны труда;
материальную ответственность работодателя за опасные или вредные условия труда в организации, за выпуск и сбыт средств производства, не отвечающих требованиям по охране труда, за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
предоставление работникам компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.
Экономический механизм управления системой охраны труда обеспечивается обязательным страхованием работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательной сертификацией работ по охране труда и установлением страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам с учетом состояния охраны труда.
6. Координационная деятельность органов и организаций, участвующих в
управлении охраной труда
Взаимодействие областного органа по труду с территориальными органами федеральных органов государственного надзора и контроля (инспекциями) в области охраны труда, а также другими заинтересованными структурами по вопросам управления охраной труда осуществляется с учетом возложенных на них конкретных задач и функций в пределах их полномочий.
Для координации совместных действий участников системы управления при заместителе Главы Администрации области, курирующем вопросы охраны труда, создается Координационный Совет по проблемам охраны труда в Томской области, действующий на основании Положения, утверждаемого постановлением Администрации Томской области.
Конкретные формы взаимодействия в области управления охраной труда могут в необходимых случаях дополняться специальными соглашениями (протоколами), разрабатываемыми заинтересованными сторонами.
7. Информация в системе управления охраной труда
Обязательным условием эффективного функционирования системы охраны труда в Томской области является обеспечение на всех уровнях достоверной и своевременной информации.
В системе управления охраной труда сбор, обработку и анализ информации (мониторинг) обеспечивает областной орган по труду, который использует информацию, предоставляемую областным комитетом статистики, органами государственного надзора и контроля, правоохранительными органами, органами по труду муниципальных образований, профсоюзами и другими заинтересованными органами.
Для привлечения внимания к проблемам охраны труда областной орган по труду выпускает информационный бюллетень, освещает опыт работы организаций по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, публикует в средствах массовой информации аналитические и информационные материалы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.