Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к
Закону Томской области
от 4 октября 2002 г. N 79-ОЗ
Областная целевая программа
"Развитие инновационной деятельности в Томской области в 2002 году"
Паспорт областной целевой программы
"Развитие инновационной деятельности в Томской области в 2002 году"
Наименование программы |
Развитие инновационной деятельности в Томской области в 2002 году |
Основания дляразработки программы |
Закон Томской области "Об инновационной деятельности в Томской области" от 2 июня 1999 года N 13-ОЗ (ред. от 19.06.2002г. N42-ОЗ) |
Государственный заказчик программы |
Администрация Томской области |
Основные разработчики программы |
Департамент по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию, при участии Департамента экономики и инвестиций Администрации Томской области, а также членов Координационного Совета по инновационной деятельности (Постановление Главы Администрации N 59 от 28.02.2001) |
Цели программы | Стабильное развитие экономики Томской области, повышение конкурентоспособности томских товаров на российском и международном рынках, повышение эффективности использования научно-образовательного комплекса как одного из основных ресурсов развития экономики Томской области |
Сроки и этапыреализации программы |
2002 г. |
Задачи программы | Формирование региональной инновационной стратегии. Интеграция научного, образовательного и технологического потенциала для решения наиболее актуальных задач производственного комплекса Томской области. Развитие малого инновационного предпринимательства. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности в Томской области. |
Основные направления программы |
Развитие инновационных технологий для производственного комплекса Томской области. Развитие инновационной деятельности в учреждениях научно-образовательного комплекса. Развитие малого инновационного предпринимательства. Кадровое, информационное, и организационное обеспечение инновационной деятельности. |
Ответственные заисполнение программных мероприятий (головные исполнители) |
Департамент по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию, Департамент экономики и инвестиций, Департамент по социально-экономическому развитию села, Комитет внешних связей |
Объемы и источники финансирования программы |
Прогнозируемые финансовые затраты на реализацию программы составят в 2002 году - 52.05 млн. руб., из них: - средства федерального бюджета (прогноз) -21.2 млн. руб.; - средства бюджета Томской области - 3.0 млн. руб.; - внебюджетные средства (прогноз) - 27.85 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результатыреали- зации программы |
Реализация программы в 2002г. позволит: - сформировать региональную инновационную стратегию; - провести региональный технологический аудит с целью выявления разработок с наибольшим коммерческим потенциалом и определения ключевых инновационных технологий; - увеличить число инновационно активных предприятий. - повысить экономическую активность малого предпринимательства в инновационной сфере; |
Контроль завыполнением программы |
Контроль за ходом выполнения программы осуществляют Государственная Дума Томской области, Департамент по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию Администрации Томской области. |
Введение
Областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Томской области в 2002 году" (далее - программа) является программой, направленной на переориентацию экономики Томской области на нововведения, связанные с использованием новейших научных результатов. С этим связаны такие важнейшие процессы как технологическое перевооружение производства, уменьшение объема бюджетных средств, необходимых для обеспечения надежной работы жизненно важных секторов - энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, появление новой конкурентоспособной продукции на рынке и появление новых производственных отраслей.
Этапом создания условий для привлечения инвестиций должен стать 2002 год: будет сформирована региональная инновационная стратегия, проведен региональный технологический аудит с целью выявления разработок с наибольшим коммерческим потенциалом и определения ключевых инновационных технологий, будут созданы элементы инфраструктуры, которые определят взаимодействие между научно-образовательным комплексом и производственной сферой - офисы коммерциализации разработок, бизнес-инкубаторы при инновационно-технологических центрах, созданы бизнес-планы наиболее перспективных инновационных проектов.
Программа разработана с учетом научно-технических и технологических приоритетов Российской Федерации, с одной стороны, и с учетом специфики Томской области и задач ее экономического развития, с другой стороны.
В реализацию программы будут активно вовлечены органы местного самоуправления г. Томска и г. Северска, в которых сосредоточен практически весь научно-технический потенциал Томской области
1. Содержание проблемы
Томская область обладает богатым научным и научно-техническим потенциалом.
Томск - старейший университетский и научный центр России: 6 государственных университетов, 9 институтов и филиалов государственных и негосударственных вузов, 9 научно-исследовательских институтов при вузах, 12 академических институтов государственных академий, в том числе Российской академии наук - 5, Российской академии медицинских наук - 5, Российской академии сельскохозяйственных наук - 1, Российской академии образования - 1. Основание в 1878 году первого в азиатской части России Томского университета способствовало развитию Томска, как крупного образовательного и научного центра. Сегодня Томский научно-образовательный комплекс является одним из ведущих в России и признается международным научным сообществом. По концентрации научно-педагогических кадров высшей квалификации Томск опережает города Москву и Санкт-Петербург: на каждые 10 тысяч жителей Томска приходится 14 профессоров, 78 кандидатов наук, 1090 студентов.
ЗАТО Северск Томской области за 50 лет сформировалось как центр Российской ядерной науки и техники, обеспечивающий мировой приоритет страны в этой области, выполняющий государственные целевые научно-технические программы в сфере поддержания и укрепления обороноспособности страны, производства ядерного топлива для атомных электростанций энергетического комплекса страны и стран СНГ, а также стран дальнего зарубежья.
Градообразующим предприятием ЗАТО Северск является Сибирский химический комбинат (СХК), включающий 9 предприятий и научно-исследовательский и конструкторский институт (НИКИ). Комбинат является крупнейшим в мире предприятием, владеющим пакетом уникальных наукоемких (высоких) технологий производства делящихся материалов по полному ядерному топливному циклу и большим количеством наукоемких технологий, сопровождающих основное производство. Целый ряд "высоких технологий", осуществленных на СХК, никогда ранее не использовался в мировой практике. Развитие новых технологий идет по 5 приоритетным научным направлениям, являющимися критическими для России (новые материалы и химические продукты, топливо и энергетика, новые производственные технологии, технологии живых систем, экология).
В последние три года четко проявились положительные тенденции экономической активности инновационного комплекса Томской области.
По данным областного комитета статистики, наблюдался рост доли инновационно активных организаций (10,3% в 2000 году против 5,8% в 1998 году). Увеличились затраты предприятий на технологические инновации - по обследованным 262 предприятиям со 194,5 млн. руб. в 1998 году до 828,8 млн. руб. в 2000 году или в 4,3 раза. Увеличился объем произведенной инновационной продукции этими организациями со 168 млн. рублей до 254 млн. рублей. Эти показатели не учитывают деятельности СХК, доля наукоемкой продукции которого составляет около 40% от общего объема производства.
Малый инновационный бизнес Томской области (доля малых предприятий, связанных с научно-производственной деятельностью, составляет 4,1% от общей численности малых предприятий) продемонстрировал в 1999 - 2000 годах темпы роста объема произведенной продукции более 50% в год. При этом сферы деятельности малых инновационных предприятий преимущественно связаны с пятым технологическим укладом (биотехнологии и медицина, новые материалы, программное обеспечение) и потому их продукция конкурентоспособна на мировом рынке по ряду позиций.
Сформировалась рациональная институциональная структура инновационной деятельности:
- создана правовая основа инновационной деятельности в Томской области: принятые законы определяют правовое поле для субъектов-инноваторов и инвесторов, а также формы государственной помощи и поддержки инновационной деятельности;
- создана инфраструктура поддержки инновационной деятельности в Томской области: сформированы Координационный Совет по инновационной деятельности при Администрации Томской области, Томский региональный некоммерческий фонд "Инновационно-технологический центр", Томский региональный инновационно-тхнологический центр "Технопарк". Эти инновационно-технологические центры, и а также конструкторско-технологический центр Томского научного центра СО РАН прошли государственную аккредитацию согласно Закону Томской области "Об инновационной деятельности в Томской области";
- ведется подготовка кадров инновационных менеджеров и переподготовка государственных служащих.
Однако инновационная деятельность в настоящее время не приводит к каким-либо значимым экономическим результатам. Доля инновационной продукции в общем объеме произведенной продукции падает - согласно данным областного комитета статистики по 262 обследованным предприятиям она упала до 1,3% в 2000 году по сравнению с 3,9% в 1998 году, при этом доля инновационной продукции, отгруженной на экспорт, в общем объеме инновационной продукции составляет 0,4%. Эти показатели также не учитывают деятельности СХК, объемы производства инновационной продукции которого составляют около 6% общего объема промышленного производства Томской области.
Это обусловлено несколькими причинами:
- ограниченностью собственных средств предприятий, которые являются основным источником финансирования инновационной деятельности;
- неразвитостью инфраструктурных элементов, обеспечивающих связь между научными организациями и производственными предприятиями - центров коммерциализации технологий;
- наличием серьезных ограничений для роста малых инновационных предприятий, связанных с недостатком производственных площадей;
- слабой обеспеченностью профессиональными кадрами в области коммерциализации научных разработок;
- недостаточной государственной поддержкой инновационной сферы.
Кроме перечисленных объективных трудностей, существуют трудности субъективного характера, которые также необходимо принимать во внимание - инертность мышления руководителей промышленных предприятий и научных организаций, разница в подходах к решению проблем ученых и производственников.
Решение перечисленных проблем невозможно без комплексного подхода, сочетающего как финансовые, так и организационные меры.
2. Цели и задачи программы
Стратегической целью программы является переход экономики Томской области на путь развития, который определяется внедрением новейших научных результатов в производство. Такая цель предполагает технологическое обновление производства, повышение конкурентоспособности товаров, производимых на территории Томской области, увеличение их экспортного потенциала, а также превращение интеллектуальных ресурсов Томской области в реальный экономический фактор.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- увеличение числа организаций Томской области, на которых используются инновации;
- увеличение объема инновационной продукции, производимой предприятиями Томской области, конкурентоспособной на российском и мировом рынках;
- интеграция научного, образовательного и технологического потенциала для решения наиболее актуальных задач производственного комплекса Томской области;
- развитие инфраструктуры инновационной деятельности в Томской области.
В рамках последней задачи необходимо:
- содействовать созданию и развитию организаций, способствующих инновационной деятельности предприятий и организаций - офисов коммерциализации разработок, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, консалтинговых организаций различного профиля;
- сформировать систему привлечения инвестиций для инновационных проектов с участием как государственного, так и частного (в том числе иностранного) капитала;
- содействовать становлению системы международной сертификации инновационной продукции;
- поддержать создание системы продвижения инновационной продукции, производимой в регионе на международный рынок;
- организовать подготовку кадров по коммерциализации научных разработок;
- проводить постоянный мониторинг развития инновационного сектора экономики.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает четыре направления:
- развитие инновационных технологий для производственного комплекса Томской области;
- развитие инновационной деятельности в учреждениях научно-образовательного комплекса;
- развитие малого инновационного предпринимательства;
- кадровое, информационное, и организационное обеспечение инновационной деятельности.
Три первых направления определяют инновационное развитие различных секторов экономики. Четвертое обеспечивает реализацию первых трех направлений.
4. Ресурсное обеспечение программы
Финансовое обеспечение программы.
Реализация программы предполагает использование средств бюджетов федерального, областного и муниципального уровней, а также привлечение внебюджетных средств, причем суммарный объем бюджетных средств всех уровней должен составить не более 50% от общего объема финансирования мероприятий программы. В основном, бюджетные средства будут играть роль своеобразного "катализатора" для привлечения средств корпораций, венчурных фондов, банковских средств и средств частного капитала. Как правило, выделение 1 рубля бюджетных средств в рамках программы будет осуществляться только при условии привлечения 2 рублей внебюджетных средств (собственных или заемных). Прогноз финансовых вложений при реализации программы дан с учетом сложившейся практики в 2001 году.
Нефинансовые формы государственной поддержки в рамках реализации программы.
Для успешной реализации программы важное значение имеют следующие нефинансовые формы государственной поддержки инновационной деятельности:
- информационное обеспечение участников инновационной деятельности;
- содействие в продвижении инновационной продукции предприятий Томской области на внешний рынок на выставках и иных мероприятиях;
- содействие в покупке производственных площадей перспективными инновационными организациями;
- деятельность по координации взаимодействия ученых и производственников;
- участие в формировании крупных инновационных проектов и содействие в поиске инвестиций для этих проектов;
- содействие в создании специализированных фондов для поддержки инновационной деятельности, включая венчурные фонды.
Кадровое обеспечение программы.
Важнейшей частью реализации программы является кадровое обеспечение. В подготовке кадров для областной инновационной программы важную роль будет играть Президентская программа подготовки управленческих кадров, в рамках которой с 2000 года ежегодно проходит обучение группа из 15-20 человек по специальности "Инновационный менеджмент". Большое значение для подготовки кадров имеют проекты ТАСИС "Развитие науки и технологий в условиях рыночной экономики России" и "Помощь в стратегическом планировании экономического развития регионов с высоким научно-техническим потенциалом". Первый уже закончен, в его рамках создан Томский центр содействия инновациям, второй недавно стартовал в Томской области. Кроме того, в рамках российско-американского проекта "Инновационные технологии в Томске" (ИНТЕХ-Томск) были проведены семинары для представителей малого наукоемкого бизнеса и открыт Институт менеджмента и инноваций, одним из учредителей которого стала Администрация Томской области. Наконец, определенные усилия по подготовке кадров в инновационной сфере предпринимаются Томским государственным университетом и Томским политехническим университетом в рамках образовательных программ по специальности "Технологический менеджмент".
5. Механизм реализации программы
Администрация Томской области является заказчиком программы. Исполнителями программы являются Департамент по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию, Департамент по социально-экономическому развитию села, Комитет по внешним связям Администрации области совместно с организациями научно-образовательного комплекса Томской области (по соглашению), организациями инновационной инфраструктуры Томской области (по соглашению), промышленными предприятиями Томской области (по соглашению), Администрацией ЗАТО Северск в части выполнения проекта развития ЗАТО Северск как наукограда (по соглашению), Российским материаловедческим центром по реализации проекта создания Федерального центра науки и высоких технологий (по соглашению).
Исполнители мероприятий программы определяются непосредственно в программе, бюджет которой утверждается Государственной Думой Томской области, а также в необходимых случаях на конкурсной основе. Организации-исполнители, получающие внебюджетные средства, заключают договора непосредственно с инвесторами, либо трехсторонние договора, в которых участвует Администрация Томской области, если средства предоставляются при содействии или под гарантии областного бюджета.
6. Контроль за ходом выполнения программы
Управление реализацией программы осуществляет рабочая группа, созданная Главой Администрации (Губернатором) Томской области из представителей Департаментов по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию; промышленности и лесопромышленного комплекса; экономики и инвестиций; социально-экономическому развитию села; строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Контроль за ходом реализации программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Департамент по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию Администрации Томской области.
Отчеты о ходе реализации программы предоставляются в Департамент финансов, Департамент экономики и инвестиций Администрации Томской области и в Государственную Думу Томской области.
7. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от
реализации программы
Реализация программы в течение 2002 года позволит:
- сформировать региональную инновационную стратегию, которая очертит приоритетные направления развития экономики и систему взаимодействия науки, промышленности, бизнеса, капитала, что, в конечном счете, будет способствовать повышению конкурентоспособности экономики области;
- провести региональный технологический аудит с целью выявления разработок с наибольшим коммерческим потенциалом и определения ключевых инновационных технологий;
- развить инфраструктуру инновационной деятельности в Томской области;
- увеличить число инновационно активных предприятий;
- повысить экономическую активность малого предпринимательства в инновационной сфере и расширить ассортимент выпускаемой продукции, увеличив объем инновационной продукции до 1400 млн. руб.
- организовать не менее 50 рабочих мест.
Таким образом, реализация программы заложит основу для начала качественных изменений в структуре экономики Томской области, повышения ее стабильности, создания предпосылок для обеспечения высоких темпов ее развития, что в итоге приведет к значительному повышению уровня жизни населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.