Анализ практики применения таможенными органами ст.273 ТК РФ свидетельствует об ошибках в оценке доказательственной базы при непоступлении либо нарушении сроков поступления валютной выручки от экспорта товаров. Наибольшую сложность вызывает оценка обоснованности непоступления либо задержек в поступлении валютной выручки в случае, когда лицо, привлекаемое к ответственности, представляет какие-либо оправдывающие доводы и документы. Таможенные органы в таких случаях обычно требуют заключение экспертной группы Министерства торговли РФ и ее уполномоченных представителей в регионах. Однако сроки подготовки подобных заключений в Минторге РФ весьма велики и, как правило, превышают сроки, отведенные для расследования и рассмотрения дел о НТП. В свою очередь, таможенные органы без подобных заключений уклоняются от исследования вопросов обоснованности непоступления либо нарушения сроков поступления валютной выручки, а лишь указывают в постановлениях на факт их отсутствия, как доказательство нарушения. Такая практика не соответствует действующему законодательству.
В соответствии с требованиями ст.ст.320-321 ТК РФ в ходе расследования и рассмотрения дела таможенный орган должен доказать событие правонарушения, в том числе - при необходимости - с привлечением экспертных учреждений. Наличие либо отсутствие обстоятельств, исключающих ответственность за нарушение таможенных правил, безусловно, входит в предмет доказывания по делам данной категории.
В настоящее время перечень экспертных организаций не ограничивается только Министерством торговли РФ. Правомочия давать экспертные заключения по различным вопросам, связанным с обоснованностью непоступления либо нарушения сроков поступления валютной выручки, в том числе на основании изменений в количестве, качестве и стоимости экспортируемого товара, изменениях мировых цен и т.п., имеют следующие три группы органов:
1. МВЭС России и его правопреемник - Минторг России.
2. Уполномоченные Минторгом РФ экспертные организации, образующие в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.95 N 1267 единую систему экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров и входящие в Международную федерацию инспекционных агентств. К их числу относятся экспертные организации SAYBOLT EVRASIA, SGS, SOCOTEC INTERNATIONAL INSRECTION, SOEX и др., имеющие свои филиалы и представительства в России.
3. Российские торгово-промышленные палаты (ТПП). Их статус как экспертных организаций определен ст.12 Закона РФ "О торгово-промышленных палатах Российской Федерации", согласно которому "юридические документы, выданные торгово-промышленными палатами в пределах их компетенции, признаются на всей территории Российской Федерации", и письмом ГТК РФ от 30.10.98 N 14-15/22719, согласно которому "экспортер имеет право обратиться в МВЭС России (в связи с изменениями в структуре органов государственной власти и управления - к его правопреемнику) или ТПП России для получения заключения об обоснованности недопоступления или несвоевременного поступления валютной выручки, учитывающееся банком при заполнении УК. В отсутствие данного заключения либо при его получении на этапе проведения проверки по данному факту решение о наличии либо отсутствии нарушения валютного законодательства, являющегося одновременно нарушением таможенных правил, принимается таможенным органом, проводящим проверку".
24.11.98 и 3.02.99 Московским таможенным управлением были заключены соглашения о сотрудничестве и взаимодействии со специализированными экспертными подразделениями торгово-промышленных палат г.Москвы и Московской области: Московским центром экспертизы и сертификации "Мосэкспертиза" ТПП г.Москвы и Московским областным центром независимой экспертизы "Мособлэкспертиза" ТПП Московской области (прилагаются). Их заключения по своей юридической силе приравниваются к заключениям, выданным ТПП.
Все вышеназванные заключения необходимо оценивать в ходе производства и рассмотрения дел о НТП в соответствии со ст.329 ТК РФ, как письменные доказательства, которыми удостоверяются факты и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Прошу использовать данную информацию при организации расследования и рассмотрения дел о НТП и оценке доказательств по делам указанной категории, обращаться в ТПП и их экспертные подразделения самим таможенным органам, а также рекомендовать таки обращения участникам ВЭД.
Заместитель начальника Управления |
Ю.Ю.Соковых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящий документ не является нормативным и обязателен для исполнения только в регионе деятельности таможенного органа, издавшего данный документ (см. письмо ГТК РФ от 19 февраля 2002 г. N 01-23/6696)
Письмо Московского таможенного управления от 7 апреля 2000 г. N 16-23/5407 "Об оценке доказательств при применении ст.273 ТК РФ"
Текст письма официально опубликован не был